Замена годов при расчете декретных

Замена годов при расчете декретных

Как оформить замену для больничного по беременности и родам?

Работодатель не обязан сам при расчете производить замену лет, даже если это выгодно для работника.

Поэтому просьбу изменить расчетный период для декретного пособия нужно зафиксировать.

Сделать это можно следующими способами:

  • Изложить просьбу в заявлении о назначении пособия по беременности и предстоящим родам отдельным пунктом;
  • Изложить просьбу в отдельном заявлении и сохранить копию с отметкой о номере входящей корреспонденции;
  • Направить заявление ценным письмом с описью. В описи указывается о содержании письма («Заявление с просьбой о замене лет при расчете пособия по беременности»).

Способ может быть любым, главное, что бы на руках было письменное подтверждение изъявление желания застрахованного лица воспользоваться правом, гарантированным законом.

Работодатель имеет право заменить период для расчета декретной выплаты по больничному беременной только в случае, что эта манипуляция приведет к повышению размера пособия.

Как писать заявление о выборе?

Заявление о выборе пишется на имя руководителя организации. В шапке заявление указываются реквизиты адресата (наименование, адрес предприятия).

В содержательной части указывается суть заявления: «Прошу заменить года расчетного периода (указываются один или оба) на предшествующие (поясняется, какие именно).

В заключительной части указывается дата, ставится подпись и ее расшифровка.

В случае, если в расчетный период или в года, на которые заявитель желает произвести замену, работник трудился в другом месте, то необходимо приложить к заявлению справку установленной формы – утвержденной приказом Минтруда № 182 н.

В случае, если у заявителя нет возможности получить этот документ, застрахованное лицо имеет право подать заявление страхователю (предприятию), чтобы страхователь запросил эти данные в ПФР.

Если у заявителя нет возможности подтвердить доход в предыдущие периоды, в заявлении о замене лет отдельным пунктом указывается просьба запросить данные об уплаченных ранее взносах в ПФР.

Примеры для 2018 года

Важно, что выбрать расчетные года нужно таким образом, чтобы размер пособия по беременности и родам от этого увеличился.

Если после замены сумма рассчитанной декретной выплаты уменьшается, то менять ничего не нужно.

Ниже рассмотрено 2 примера: когда замена лет выгодна работнице, и когда это ей не выгодно.

Когда работнику выгодно поменять сроки

Исходные данные:

Инженер ОАО «Родные просторы» Краснопольская А. Н. представила листок нетрудоспособности с 5 марта 2017 в связи с беременностью и предстоящими родами.

Беременность диагностирована как обычная, срок нетрудоспособности – 140 дней.

В 2016 женщина находилась в декретном отпуске по БиР и последующем по уходу за ребенком с 1 февраля по 31 декабря включительно. Заработная плата в январе составила 25 000.

В 2017 женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком с 1 января по 31 декабря включительно.

В 2014 должностной оклад работницы составлял 28 000, в 2015 — 29 000.

Расчет без замены лет:

В 2017 не было застрахованного дохода, а в 2016 было заработано только 25 000.

В 2016 исключаем периоды временной нетрудоспособности из отпуска по уходу за ребенком, остается 31 день. 2017 полностью исключается.

Пособие из дохода = (25000 / (731 – 365 – 335)) * 140 = 112 903,23.

Расчет с заменой лет:

Представим, что работница воспользовалась своим правом замены лет, и написала об этом заявление. В заявлении она указала периоды 2014-2015 год.

Заработок за 2014 = 28 000 *12 = 336 000.

Заработок за 2015 = 29 000 * 12 =348 000.

Итого за расчетный период = 336 000 +348 000 = 684 000.

Среднедневной заработок для декретной выплаты = 684 000/731 = 935,70.

Сумма пособия по беременности = 935,70 * 140 = 130 998, 63.

Пособие из дохода без выбора лет меньше, чем после замены, значит, изменение расчетного периода выгодно работнику.

Когда изменения сотруднице не выгодны

Существуют ситуации, когда выгоднее рассчитать пособие исходя того заработка, который был получен в расчетных годах без замены. Это происходит в том случае, если в годах, на которые приходится предшествующий декрет, была заработная плата.

Также это возможно, когда оба расчетных года полностью состоят из исключаемого периода — декретного отпуска.

Размер МРОТ ежегодно индексируется, и в год наступления страхового случая может быть выше, чем размер заработной платы четыре года назад.

Весь расчетный период – это декретный отпуск:

Исходные данные:

Работница ООО «Белоснежка» предоставила листок нетрудоспособности с 1 марта 2018.

В 2017-2016 работница находилась в отпуске по уходу за ребенком на протяжении всего периода, то есть не имела застрахованного дохода.

В 2014 заработная плата ее составляла 6000 в месяц.

В 2015 – 7 000 в месяц.

В предшествующий отпуск по беременности и родам работница вышла с 1 февраля 2016.

Расчет:

Рассчитаем пособие в обычном порядке без замены лет.

Так как дохода не было в 2016-2017, то расчет проводим, исходя из МРОТ.

Среднедневной заработок = 9 489 * 24 / 730 = 311,97.

Декретные = 311,97 * 140 = 43 675, 80.

Минимальный размер пособия по беременности и родам в 2018 году.

Теперь рассчитаем пособие с заменой лет:

2015 – застрахованный доход = 7 000 * 12 мес. = 84 000;

2014 — совокупный доход = 6 * 12 = 72 000.

Среднедневной заработок = (56 000 + 72 000) / (365 + 365) = 175,34.

Если следовать правилу, на этом этапе нужно сравнить среднедневной заработок с минимальным заработком, установленном в 2018 году. Очевидно, что он ниже 311,97. Поэтому для расчета все равно берется 311,97 и декретные получаются 43675,80.

То есть замена лет в данном примере ничего не изменила, поэтому смысла в ней нет.

Когда в расчетных годах есть декрет и доход

Исходные данные:

Работница уходит из одно декрета в другой со вторым ребенком с 1 марта 2018.

Дата начала первого декретного отпуска – 10.06.2016.

Заработано за период с 01.01.2016 по 09.06.2016 – 280 000.

Доход в 2014 = 340 000.

Доход в 2015 = 380 000.

Расчет:

Пособие без замены лет = ((280 000 + 0) / (731 – 205 – 365)) = 243 483,80.

Пособие с заменой лет на 2014 и 2015 = (((340 000 + 380 000) / 730) * 140 = 138 082.

В данном случае декретные до изменения расчетного периода выше, чем после. Поэтому выбирать года работнице не нужно.

Правила замены лет в расчетном периоде при исчислении пособий

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 5 июня 2015 г.

Содержание журнала № 12 за 2015 г.Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

В некоторых случаях при расчете соцстраховских пособий по заявлению работника разрешается замена лет расчетного периода (2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая)ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ).

Вот правила, которые необходимо соблюдать при такой замене.

ПРАВИЛО 1. Заменить годы расчетного периода можно при расчетеч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ):

  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия по беременности и родам;
  • пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

ПРАВИЛО 2. Замена лет расчетного периода допускается, если на расчетный период попадаетч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ):

  • <или>отпуск по беременности и родамст. 255 ТК РФ;
  • <или>отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 летст. 256 ТК РФ.

ПРАВИЛО 3. Замена лет возможна, если в результате средний заработок (а значит, и размер пособия) увеличится.

Допустим, у работника в расчетном периоде не было заработка или он в расчете за полный календарный месяц оказался меньше МРОТ на дату начала болезни или декретного отпуска. Правило соблюдается, если в заменяющих годах среднемесячный заработок работника больше, чем этот МРОТ. К примеру, в течение всего расчетного периода 2013—2014 гг. женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком (в том числе работала на условиях неполного рабочего времени), а в 2015 г. она снова уходит в декретный отпуск. Поскольку материнский отпуск женщины приходится на весь расчетный период, пособие должно ей начисляться исходя из МРОТ (в 2015 г. это 5965 руб.ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ)Письмо ФСС от 25.10.2013 № 15-03-09/12-2985П. Подать заявление о замене лет расчетного периода на годы, предшествующие 2013 г., ей имеет смысл, только если до 2013 г. ее средняя зарплата за месяц была выше 5965 руб. Ведь если заработок за месяц был меньше, то пособие в этом году ей рассчитают исходя из МРОТ на дату начала декрета (сейчас 5965 руб.)ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Если же заработок в расчетном периоде был больше МРОТ, годы расчетного периода можно заменить на предшествующие, если в них заработок окажется больше.

А при расчете пособия по уходу за ребенком это условие будет соблюдаться, если работник в заменяющих годах получал зарплату как минимум примерно в 2,5 раза больше, чем минимальный размер причитающегося ему пособия. Ведь размер пособия составляет 40% среднего заработка работника (100% / 2,5). Так, когда отпуск по уходу начинается в 2015 г., замена лет расчетного периода имеет смысл, если средняя зарплата работника в заменяющих годах была: при уходе за первым ребенком — больше 6795,85 руб. (2718,34 руб. х 2,5), а при уходе за вторым и последующим ребенком — больше 13 591,68 руб. (5436,67 руб. х 2,5).

Конечно, определить увеличится ли пособие в результате замены лет расчетного периода, сам работник вряд ли сможет. Поэтому вам придется помочь ему. Если при расчете вы увидите, что замена лет расчетного периода выгодна работнику, посоветуйте ему написать об этом заявление.

ПРАВИЛО 4. Можно заменить в расчетном периоде как 1 год, так и 2ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Причем неважно, приходятся материнские отпуска на полный год расчетного периода или только на часть года.

ПРАВИЛО 5. Замена лет расчетного периода возможна не только на годы, непосредственно предшествующие расчетному периоду, но и на более ранние. В результате в расчетный период могут попасть не следующие друг за другом календарные годы.

К примеру, работница заболела в 2015 г. В 2010—2013 гг. она была в материнских отпусках. 2013 г. можно заменить не только на 2012 г., но и на 2008 г. Тогда в расчетный период войдут 2008 г. и 2014 г.

ПРАВИЛО 6. Если вы заменили какой-то год расчетного периода на более ранний, то при расчете среднего заработка для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком надо брать количество календарных дней в заменяющих годах. Поэтому если в результате замены в полностью отработанный расчетный период попадет 1 високосный год, то для расчета надо брать 731 день, а если 2 високосных года — то 732 дняч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

ПРАВИЛО 7. При замене лет расчетного периода предшествующими годами средний дневной заработок не должен превышать максимальную величину дневного заработка, исчисленную путем деления предельной суммы выплат, на которую начислялись взносы в ФСС, на 730ч. 3.2, 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ; ч. 4, 5 ст. 8 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Год Предельная сумма выплат, руб.
2010 г. и любой год до 2010 г. 415 000ч. 4 ст. 8 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
2011 г. 463 000п. 1 Постановления Правительства от 27.11.2010 № 933
2012 г. 512 000п. 1 Постановления Правительства от 24.11.2011 № 974
2013 г. 568 000п. 1 Постановления Правительства от 10.12.2012 № 1276
2014 г. 624 000п. 1 Постановления Правительства от 30.11.2013 № 1101
2015 г. 670 000п. 1 Постановления Правительства от 04.12.2014 № 1316

При расчете пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком предельную сумму выплат берем за годы, на которые были заменены годы расчетного периодач. 3.2, 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Так, если 2013 г. и 2014 г. были заменены на 2011 г. и 2012 г., средний дневной заработок работника учитываем в сумме не выше 1335,62 руб. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730).

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Пособия / больничные листы»:

2019 г.

  1. Детские пособия: индексация-2019, № 4
  2. Уволенный вернулся с больничным, № 3

По общему правилу для расчета пособий по социальному страхованию (в частности, в случае временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) берутся два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая. Особенность предусмотрена для расчета пособия по беременности и родам для женщин в ситуации перехода «из декрета в декрет». Законодательством, регулирующим социальную сферу, в обозначенной ситуации разрешен перенос расчетного периода на более ранний срок, если в результате такого переноса размер пособия увеличится. Как именно осуществить замену периода, в законодательных нормах не пояснено. Но есть разъяснения Минтруда по этому поводу с неблагоприятной для застрахованных лиц позицией. Следует ли ей руководствоваться?

Общие правила расчета «декретного» пособия

Пособие по беременности и родам выплачивается на основании листка нетрудоспособности (больничного листа), который предоставляется до истечения шести месяцев со дня окончания этого больничного (ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ). Данный листок выдается в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Величина пособия определяется на основании среднего дневного заработка, приходящегося на расчетный период.

По общему правилу расчетный период составляет два календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые согласно Закону № 212‑ФЗ начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 12 Закона № 255‑ФЗ). Иначе говоря, размер зарплаты и иных выплат, производимых в пользу сотрудницы в расчетном периоде, непосредственно влияет на величину пособия. При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

Предельная база для начисления взносов в ФСС

Год Предельная база, руб.
2015 670 000
2014 624 000
2013 568 000
2012 512 000
2011 463 000
2010 и ранее 415 000

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730:

Средний дневной заработок

=

Выплаты, учитываемые при расчете пособия

Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам в 2015 году составит 1 632,88 руб. ((624 000 + 568 000) руб. / 730 дн.). В 2014 и 2013 годах размер среднего дневного заработка – соответственно 1 479,45 и 1 335,62 руб.

Обратите внимание

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 135 ТК РФ).

Частью 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

Если пособие по беременности и родам исчисляется на основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ (то есть исходя из МРОТ, а не среднего дневного заработка), то в районах и местностях, в которых применяются «северные» коэффициенты к заработной плате, размер пособия по беременности и родам определяется исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. Постановление АС УО от 11.03.2015 № Ф09-299/15 по делу № А50-13767/2014).

Исключение из общего правила

Как упоминалось выше, из общего правила определения расчетного периода сделано исключение для женщин, которые в указанном периоде находились в декрете либо в отпуске по уходу за ребенком и, соответственно, не получали выплат, учитываемых при расчете среднего дневного заработка.

В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Итак, перенос расчетного периода на более раннее время возможен при соблюдении следующих условий:

  • застрахованное лицо в течение двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости от того, какой продолжительности были эти отпуска);
  • застрахованное лицо написало соответствующее заявление;
  • замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера социального пособия.

Обратите внимание

Перенос расчетного периода на ранее время возможен и в том случае, если прежде застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с другим работодателем. Для осуществления указанного переноса ей нужно представить справку от прежнего работодателя по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н. В ней отражаются сведения о размере заработка застрахованного лица и фактически отработанных им днях за период, являющийся расчетным. Данная справка выдается при увольнении работника либо в течение трех рабочих дней со дня обращения его с письменным заявлением о ее выдаче (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Если застрахованное лицо не имеет возможности представить указанную справку с предыдущего места работы, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица вправе запросить необходимые для расчета сведения в ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ).

Справка о заработной плате по форме 2‑НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 № 33‑12662/2013).

Пример

Сотрудница работает в компании с 2008 года, 8 декабря 2014 года она вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком (размер должностного оклада в 2014 году – 25 000 руб.). В начале марта 2015 года она ушла в декретный отпуск со вторым ребенком. Как рассчитать пособие в этом случае?

По общему правилу пособие по беременности будет исчислено следующим образом.

25 000 руб. / 31 дн. х 24 дн. = 19 354,84 руб. – это заработная плата, начисленная за декабрь. Соответственно, размер пособия составит: (19 354,84 руб. / ((730 ‑ 706) х 140) дн.) = 112 903,23 руб.

В то же время из двух лет (2014 и 2013), приходящихся на расчетный период, в 2013 году сотрудница находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит, она в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ вправе обратиться с заявлением о замене этого года на более ранний год, скажем, на 2010.

Как видим, законодатель предусмотрел все, кроме одного: на какие именно годы можно перенести расчетный период – на два идущих подряд года, предшествующих расчетному периоду, или же, допустим, на любые другие, лишь бы такой перенос приводил к увеличению размера пособия по беременности и родам. Увеличение размера пособия – это, пожалуй, главная цель переноса расчетного периода на более раннее время. А о том, что выбранные для замены годы должны непосредственно предшествовать расчетному периоду, в последнем предложении ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не сказано. В обозначенной норме содержится указание о том, что «непосредственно» предшествовать году наступления страхового случая должны годы расчетного периода, а не годы, выбранные для замены в целях увеличения размера пособия по беременности и родам.

До недавнего времени в правоприменительной практике применялся вышеизложенный подход. Со стороны ревизоров контролирующего внебюджетного фонда особых нареканий он не вызывал. И тут появляются разъяснения Минтруда с крайне неприятными для застрахованных лиц выводами. Речь идет о Письме от 03.08.2015 № 17‑1/ООГ-1105.

Позиция Минтруда о порядке переноса расчетного периода

Как следует из вышеупомянутого письма, чиновники Минтруда рецензировали ответ ФСС на обращение застрахованного лица.

Специалисты фонда касательно порядка переноса расчетного периода в анализируемой ситуации указали следующее. По заявлению застрахованного лица календарные годы (календарный год) расчетного периода могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Однако чиновники Минтруда сочли данное утверждение ФСС неверным. В Письме № 17‑1/ООГ-1105 они привели такое толкование нормы ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ.

Пособия по обязательному социальному страхованию в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.

Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществлятьсяне на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующиенаступлению страхового случая.

Поэтому если в 2013 – 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.

При этом Минтруд настаивает на применении данной позиции в правоприменительной практике.

К сведению

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 (в действующей редакции) полномочиями по изданию разъяснений по применению положений Закона № 255‑ФЗ наделен Минтруд.

Но вернемся к нашему примеру. Если руководствоваться вышеизложенными рекомендациями Минтруда, получится, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности заменить 2013 год сотрудница может только на 2012 год, разумеется, при условии, что весь этот период она не находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за первым ребенком, если же находилась, то на 2011 и т. д. в порядке убывания.

Справедлива ли позиция Минтруда, изложенная в Письме № 17‑1/ООГ-1105?

Размышления на тему

Если исходить из цели назначения пособия по беременности и родам, то предложенный Минтрудом вариант переноса расчетного периода на более раннее время следует признать верным. Ведь, как совершенно справедливо заметили чиновники, целью назначения данного пособия является возмещение реального заработка застрахованного лица, который бы оно получило, если бы не наступил страховой случай. При таком подходе компенсация дохода, полученного несколькими годами ранее, чем наступил страховой случай, действительно противоречит самой идеи социального страхования.

В то же время предлагаем еще раз внимательно посмотреть на вывод, который сделали чиновники Минтруда в Письме № 17‑1/ООГ-1105: замена <…> может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

При всем уважении к данному ведомству совершенно непонятно, какое отношение имеет сделанный чиновниками вывод к приведенным ими доказательствам? Хочется спросить: а причем здесь годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая? Ведь это и есть расчетный период, который женщина при соблюдении вышеприведенных условий из ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255‑ФЗ может перенести на более раннее время. Тогда как в отношении периода, являющегося альтернативой расчетному периоду (повторимся), ни о каком непосредственном предшествии данному периоду в упомянутой норме не говорится. Но чиновники Минтруда предпочли проигнорировать этот очевидный нюанс и, выдав желаемое за действительное, на наш взгляд, расширительно истолковали в Письме № 17‑1/ООГ-1105 анализируемую норму.

С учетом изложенного вынуждены признать, что следование данной позиции ФСС (в силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 826 так и будет) приведет к многочисленным спорам со страхователями и застрахованными лицами относительно размера назначенных пособий по беременности и родам. Каким будет исход подобных споров, предугадать в настоящее время довольно затруднительно.

Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно здесь упомянуть. Несмотря на то что Минтруд – это официальный орган, наделенный полномочиями давать разъяснения по применению положений законодательства о социальном страховании, эти разъяснения не могут иметь обратной силы. А раз так, то страхователи, считаем, не должны пересчитывать назначенные, выплаченные и принятые ФСС к зачету пособия по беременности и родам до выхода Письма № 17‑1/ООГ-1105.

Проценты за нарушение срока выплаты «декретного» пособия

Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся сотрудникам.

В указанном случае работодатель должен уплатить компенсацию (проценты). Ее минимальный размер оговорен названной статьей – не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Иной (больший) размер компенсации может быть преду­смотрен условиями коллективного или трудового договора.

Вопрос: подлежит ли применению обозначенная статья к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам? Ведь пособие по беременности и родам работодатель должен назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником больничного а выплатить его – в ближайший после его назначения день выплаты зарплаты (ч. 5, 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 255‑ФЗ).

Арбитры считают, что подлежит. Вот что сказано по этому поводу в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 09.06.2015 по делу № 2‑1059/2015, 33‑609/2015.

В силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы.

Следовательно, к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам, вопреки утверждению ответчика, применимы нормы трудового законодательства, в том числе правило, установленное в ст. 236 ТК РФ.

В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2015 года МРОТ – 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Определением ВС РФ от 16.06.2015 № 309‑КГ15-6058 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255‑ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н.

Источник: Журнал «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *