Военный билет РБ

Военный билет РБ

Воинский учет призывников

Воинский учет является государственной системой учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов.

Воинский учет призывников и военнообязанных ведется:

  • В военных комиссариатах (обособленных подразделениях военных комиссариатов);
  • В соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов) (далее – местные исполнительные и распорядительные органы);
  • В организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (далее – организации).

Воинский учет ведется по месту жительства и основной работы (учебы) граждан.

Воинскому учету подлежат:

  • Призывники (кроме инвалидов, признанных комиссиями по приписке граждан к призывным участкам негодными к военной службе с исключением с воинского учета);
  • Граждане, уволенные с военной службы в запас;
  • Граждане, прошедшие службу в резерве и уволенные в запас;
  • Граждане, уволенные из Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
  • Граждане, прошедшие альтернативную службу;
  • Граждане, не прошедшие военную службу, службу в резерве и зачисленные решениями призывных комиссий в запас, а также достигшие возраста 27 лет;
  • Граждане, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах учреждений высшего и среднего специального образования;
  • Граждане, отбывшие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы;
  • Граждане, в отношении которых прекращено применение принудительных мер безопасности и лечения;
  • Граждане, в отношении которых осуществляется уголовное преследование или уголовное дело передано прокурору для направления в суд либо осуществляется судебное производство;
  • Граждане, уволенные из органов государственной безопасности, органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь по основаниям, установленным абзацами пятым и шестым части третьей и абзацами третьим–шестым части четвертой статьи 59 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» в редакции Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 29, ст. 501; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/976; 2007 г., № 175, 2/1372; 2010 г., № 184, 2/1723).

Не подлежат воинскому учету граждане:

  • Проходящие военную службу;
  • Проходящие службу в резерве;
  • Проходящие альтернативную службу;
  • Проходящие службу в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и имеющие специальные звания;
  • Получившие паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
  • Являющиеся гражданами иностранных государств, а также лица без гражданства;
  • Умершие либо признанные в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявленные умершими;
  • Достигшие предельного возраста состояния в запасе;
  • Признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
  • На которых воинская обязанность не распространяется или которые подлежат исключению (снятию) с воинского учета в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
  • Отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы;
  • В отношении которых прекращено гражданство Республики Беларусь;
  • Военнообязанные женского пола, имеющие двух и более детей в возрасте до 16 лет;
  • Отбывающие наказание в виде пожизненного заключения, приговоренные к смертной казни.

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

  • Состоять на воинском учете по месту их жительства в военном комиссариате (обособленном подразделении военного комиссариата), а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов), – в местных исполнительных и распорядительных органах и, кроме того, в организациях по месту работы (учебы);
  • Выполнять требования, изложенные в повестке (направлении) военного комиссариата (обособленном подразделении военного комиссариата) или мобилизационном предписании;
  • Являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата) или иного органа, осуществляющего воинский учет по месту жительства, имея при себе удостоверение призывника или военный билет, паспорт гражданина Республики Беларусь, водительское удостоверение на право управления транспортным средством (при наличии);
  • Сообщать в недельный срок в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту их жительства об изменении фамилии, имени, отчества, семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, места работы (учебы), занимаемой должности (специальности), места жительства в пределах административно-территориальной единицы или места пребывания;
  • При переезде на новое место жительства в пределах Республики Беларусь стать в месячный срок на воинский учет по месту жительства;
  • Подать в месячный срок в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства заявление о проведении медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья при получении увечья или после перенесенных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности;
  • Иметь и хранить удостоверение призывника, военный билет, временное удостоверение, систематически следить за своевременным и точным внесением в них соответствующих изменений. В случае утраты (порчи) указанных документов в недельный срок обратиться в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении дубликатов документов взамен утраченных (испорченных);
  • При увольнении с военной службы в запас, а также со службы в резерве, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь после прохождения альтернативной службы явиться в месячный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части (увольнения) в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для принятия на воинский учет;
  • При убытии из Республики Беларусь на постоянное место жительства за границу сдать в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) или иной орган, осуществляющий воинский учет, удостоверение призывника (военный билет);
  • При выезде за границу на срок более шести месяцев прибыть лично в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, и сообщить об этом. По прибытии из государства временного пребывания в месячный срок прибыть лично в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, и сообщить об этом;
  • По отбытии наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы встать на воинский учет в военном комиссариате (обособленном подразделении военного комиссариата) по месту жительства.

В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места их жительства производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлениям этих граждан.

Снятию с воинского учета подлежат граждане:

  • Проходящие военную службу;
  • Проходящие службу в резерве;
  • Проходящие альтернативную службу;
  • Проходящие службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и имеющие специальные звания;
  • Получившие паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
  • Отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы.

Исключению с воинского учета подлежат граждане:

  • Признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
  • Достигшие предельного возраста состояния в запасе;
  • Военнообязанные женского пола, имеющие двух и более детей в возрасте до 16 лет;
  • В отношении которых прекращено гражданство Республики Беларусь;
  • Отбывающие наказание в виде пожизненного заключения, приговоренные к смертной казни;
  • Умершие либо признанные в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявленные умершими.

Военный билет для гражданина РФ

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ГРАЖДАН РОССИИ
Т.В.РАХУБО,
юрист
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 22 сентября 2010 г.
Вопросы трудоустройства граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь регулируются Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (п. 1, 2, 3), (далее — Решение), а также Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998 (ст. 7) (далее — Договор).
В частности, указанные нормативные правовые акты Союзного государства обеспечивают гражданам Союзного государства равные права на трудоустройство в обоих государствах.
В соответствии с п. 2 Решения, ст. 7 Договора граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде.
Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 24.01.2006 заключено Соглашение об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства (далее — Соглашение). В соответствии со ст. 2 Соглашения граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях 1 и 2 к Соглашению, без миграционной карты.
В приложении 2 к Соглашению указан перечень документов граждан Российской Федерации для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Республики Беларусь:
1) паспорт гражданина Российской Федерации;
2) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
3) служебный паспорт;
4) дипломатический паспорт;
5) паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее);
6) свидетельство о рождении для детей, не достигших 14-летнего возраста;
7) свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию (только для возвращения в Российскую Федерацию).
В соответствии с п. 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.1993 N 832 «О мерах по регулированию внешней трудовой миграции» Министерству внутренних дел Республики Беларусь поручено выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лицензии на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, с учетом положения на внутреннем рынке труда, кроме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих рабочую силу из Российской Федерации.
С учетом приведенной нормы трудоустройство граждан Российской Федерации не имеет отличий от трудоустройства граждан Республики Беларусь.
Частью 1 статьи 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) установлено, что при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей.
В соответствии с подп. 1.3 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.1997 N 1635 «О трудовых книжках работников» лицу, впервые поступающему на работу, заполняется нанимателем трудовая книжка образца республиканской трудовой книжки 1995 года в соответствии с представляемыми работником документами в его присутствии.
Аналогичная норма содержится в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 N 30 (далее — Инструкция). Согласно п. 4 Инструкции лицу, впервые поступающему на работу, на основании приказа о приеме на работу нанимателем заполняется трудовая книжка утвержденного образца республиканской трудовой книжки 1995 года.
Ведение и заполнение трудовых книжек, выданных в Российской Федерации, осуществляется на ее территории в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках», Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10.10.2003 N 69. В связи с этим у нанимателя в Республике Беларусь на практике могут возникнуть различные вопросы по применению отдельных норм указанных нормативных правовых актов, которые не применяются на территории Республики Беларусь.
С учетом приведенных норм законодательства, а также во избежание в дальнейшем спорных вопросов при заполнении трудовой книжки, выданной в Российской Федерации, нанимателю в Республике Беларусь для работника, имеющего трудовую книжку Российской Федерации, следует осуществлять выдачу и оформление трудовой книжки утвержденного образца республиканской трудовой книжки 1995 года.
По вопросу трудоустройства граждан других государств следует отметить следующее.
Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 17.06.1998 N 169-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон) трудящиеся-мигранты (трудящийся-мигрант — лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает (ст. 2 Закона)) въезжают для трудоустройства в Республику Беларусь и возвращаются в государство выезда по визе, выданной в установленном порядке дипломатическим представительством или консульским учреждением Республики Беларусь за границей.
При этом осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, производится на основании специальных разрешений (лицензий) в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь (ст. 4 Закона).
С учетом того что ТК применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь (ст. 3 ТК), в случае трудоустройства в Беларуси согласно ст. 26 ТК гражданину необходимо предъявить нанимателю следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
3) диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Прием на работу без указанных документов не допускается.
Трудоустройство на определенные должности регулируется не общими нормами законодательства о труде, а нормами специального законодательства, которое допускает прием на работу только граждан Республики Беларусь. В частности, иностранные граждане не могут быть приняты на государственную службу в государственные органы, в органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы по финансовым расследованиям, не могут являться работниками военизированной охраны.
Непосредственно регулирование вопросов регистрации и трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь, в том числе граждан Российской Федерации, а также вопросов въезда в Республику Беларусь иностранных граждан, передвижения и выбора ими места жительства, вопросов внешней трудовой миграции относится к компетенции Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *