Территория преимущественного использования ТС

Территория преимущественного использования ТС

Базовые ставки ОСАГО, применяемые с 9 января 2019 года.

Здесь все просто, страховая компания устанавливает базовый тариф в пределах минимального и максимального значений самостоятельно. По какому принципу это происходит, неизвестно. Видимо, в зависимости от региона или марки и года автомобиля, «страховой истории» владельца авто. Как показала практика за столь непродолжительный период (с 9 января до даты написания статьи), например, для легковых автомобилей категории В, используемых физлицами, применяется максимальное его значение — 4 942 руб. На каком основании сделан такой вывод? Экспериментальным путем: попытками купить электронный полис в нескольких известных компаниях (за всех отвечать не стану). Давайте к сути дела: перейдем к базовым тарифам.

Об утвержденных размерах базовой ставки страховая компания в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения должна уведомить в письменном виде Банк России. Кроме этого она обязана разместить данную информацию на своем официальном сайте.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (далее ТБ)

Тип (категория) и назначение транспортного средства Базовая ставка страхового тарифа (рублей)
Минимальное значение ТБ Максимальное значение ТБ
1 2 3 4
1. Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории «A», «M») 694 1 407
2. Транспортные средства категории «B», «BE»
2.1

юридических лиц

2 058 2 911
2.2

физических лиц, индивидуальных предпринимателей

2 746 4 942
2.3

используемые в качестве такси

4 110 7 399
3.

Транспортные средства категорий «C» и «CE»

3.1

с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее

2 807

5 053
3.2

с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

4 227 7 609
4.

Транспортные средства категорий «D» и «DE»

4.1

с числом пассажирских мест до 16 включительно

2 246 4 044
4.2

с числом пассажирских мест более 16

2 807 5 053
4.3

используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок

4 110 7 399
5.

Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)

2 246 4 044
6.

Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)

1 401 2 521
7.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

899 1 895

Категория транспортного средства определяется согласно данным, которые указанны в документе о регистрации транспортного средства. Это может быть паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон. Также учитывается информации, указанная страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа.

Таблица коэффициентов ОСАГО, применяемых с 9 января 2019 года.

Размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (стоимость полиса ОСАГО) определяется путем перемножения различных коэффициентов. Например, для автомобилей категории «B» и «BE» стоимость полиса складывается из:

  1. ТБ — базового тарифа;
  2. КТ — территориального коэффициента (коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства);
  3. КБМ — коэффициента бонус-малус (коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период);
  4. КВС — коэффициента возраст-стаж (коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица);
  5. КО — ограничивающего коэффициента (коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством);
  6. КМ — коэффициента мощности двигателя (коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля);
  7. КС — коэффициента сезонности (коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонного использования транспортного средства);
  8. КН — коэффициента нарушений.

ТК — территориальный коэффициент.

Что такое территориальный коэффициент? Территориальный коэффициент или территория преимущественного использования транспортного средства определяется исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

Если владелец автомобиля проживает в иностранном государстве и временно использует авто на территории Российской Федерации, то применяется коэффициент КТ в размере 1,7.

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее — коэффициент КТ)

Территория преимущественного использования транспортного средства Коэффициент КТ для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин Коэффициент КТ для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

Республика Адыгея

1,3

Республика Алтай

Горно-Алтайск

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Республика Башкортостан

Благовещенск, Октябрьский

1,2

0,8

Ишимбай, Кумертау, Салават

1,1

0,8

Стерлитамак, Туймазы

1,3

0,8

Уфа

1,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

Республика Бурятия

Улан-Удэ

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Республика Дагестан

Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт

0,7

0,5

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Республика Ингушетия

Малгобек

0,8

0,5

Назрань

0,6

0,5

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Кабардино-Балкарская Республика

Нальчик, Прохладный

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Республика Калмыкия

Элиста

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Карачаево-Черкесская Республика

0,8

Республика Карелия

Петрозаводск

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Республика Коми

Сыктывкар

1,6

Ухта

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

Республика Крым

Симферополь

0,6

0,6

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,6

Республика Марий Эл

Волжск

0,8

Йошкар-Ола

1,4

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Республика Мордовия

Рузаевка

1,2

Саранск

1,5

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,6

Республика Саха (Якутия)

Нерюнгри

0,8

0,5

Якутск

1,2

0,7

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Республика Северная Осетия — Алания

Владикавказ

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Республика Татарстан

Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск

1,3

0,8

Бугульма, Лениногорск, Чистополь

0,8

Елабуга

1,2

0,8

Казань

1,2

Набережные Челны

1,7

Прочие города и населенные пункты

1,1

0,8

Республика Тыва

Кызыл

0,6

0,5

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Удмуртская Республика

Воткинск

1,1

0,8

Глазов, Сарапул

0,8

Ижевск

1,6

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Республика Хакасия

Абакан, Саяногорск, Черногорск

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Чеченская Республика

0,6

0,5

Чувашская Республика

Канаш

1,1

0,8

Новочебоксарск

1,2

0,8

Чебоксары

1,7

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Алтайский край

Барнаул

1,7

Бийск

1,2

0,8

Заринск, Новоалтайск, Рубцовск

1,1

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Забайкальский край

Краснокаменск

0,6

0,5

Чита

0,7

0,5

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Камчатский край

Петропавловск-Камчатский

1,3

Прочие города и населенные пункты

0,6

Краснодарский край

Анапа, Геленджик

1,3

0,8

Армавир, Сочи, Туапсе

1,2

0,8

Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк

1,1

0,8

Краснодар, Новороссийск

1,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

Красноярский край

Ачинск, Зеленогорск

1,1

0,8

Железногорск, Норильск

1,3

0,8

Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово

0,8

Красноярск

1,8

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Пермский край

Березники, Краснокамск

1,3

0,8

Лысьва, Чайковский

0,8

Пермь

1,2

Соликамск

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

1,1

0,8

Приморский край

Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск

0,8

Владивосток

1,4

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Ставропольский край

Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск

0,8

Кисловодск, Михайловск, Ставрополь

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Хабаровский край

Амурск

0,8

Комсомольск-на-Амуре

1,3

0,8

Хабаровск

1,7

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Амурская область

Белогорск, Свободный

1,1

0,9

Благовещенск

1,6

0,9

Прочие города и населенные пункты

0,6

Архангельская область

Архангельск

1,8

Котлас

1,6

Северодвинск

1,7

Прочие города и населенные пункты

0,85

0,5

Астраханская область

Астрахань

1,4

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Белгородская область

Белгород

1,3

0,8

Губкин, Старый Оскол

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Брянская область

Брянск

1,5

Клинцы

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Владимирская область

Владимир

1,6

Гусь-Хрустальный

1,1

0,8

Муром

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

Волгоградская область

Волгоград

1,3

0,8

Волжский

1,1

0,8

Камышин, Михайловка

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Вологодская область

Вологда

1,7

Череповец

1,8

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Воронежская область

Борисоглебск, Лиски, Россошь

1,1

0,9

Воронеж

1,5

1,1

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,6

Ивановская область

Иваново

1,8

Кинешма

1,1

0,8

Шуя

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Иркутская область

Ангарск

1,2

0,8

Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово

0,8

Иркутск

1,7

Усолье-Сибирское

1,1

0,8

Шелехов

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Калининградская область

Калининград

1,1

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Калужская область

Калуга

1,2

0,8

Обнинск

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Кемеровская область

Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга

1,2

0,8

Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск

1,3

0,8

Кемерово

1,9

Новокузнецк

1,8

Прочие города и населенные пункты

1,1

0,8

Кировская область

Киров

1,4

Кирово-Чепецк

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Костромская область

Кострома

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Курганская область

Курган

1,4

0,8

Шадринск

1,1

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Курская область

Железногорск

0,8

Курск

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Ленинградская область

1,3

0,8

Липецкая область

Елец

0,8

Липецк

1,5

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Магаданская область

Магадан

0,7

0,5

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Московская область

1,7

Мурманская область

Апатиты, Мончегорск

1,3

Мурманск

2,1

1,2

Североморск

1,6

Прочие города и населенные пункты

1,2

Нижегородская область

Арзамас, Выкса, Саров

1,1

0,8

Балахна, Бор, Дзержинск

1,3

0,8

Кстово

1,2

0,8

Нижний Новгород

1,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

Новгородская область

Боровичи

0,8

Великий Новгород

1,3

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Новосибирская область

Бердск

1,3

0,8

Искитим

1,2

0,8

Куйбышев

0,8

Новосибирск

1,7

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Омская область

Омск

1,6

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Оренбургская область

Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк

0,8

Оренбург

1,7

Орск

1,1

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Орловская область

Ливны, Мценск

0,8

Орел

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Пензенская область

Заречный

1,2

0,8

Кузнецк

0,8

Пенза

1,4

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Псковская область

Великие Луки

0,8

Псков

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Ростовская область

Азов

1,2

0,8

Батайск

1,3

0,8

Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог

0,8

Ростов-на-Дону

1,8

Шахты

1,1

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Рязанская область

Рязань

1,4

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Самарская область

Новокуйбышевск, Сызрань

1,1

0,8

Самара

1,6

Тольятти

1,5

Чапаевск

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Саратовская область

Балаково, Балашов, Вольск

0,8

Саратов

1,6

Энгельс

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Сахалинская область

Южно-Сахалинск

1,5

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Свердловская область

Асбест, Ревда

1,1

0,8

Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск

1,3

0,8

Верхняя Салда, Полевской

1,2

0,8

Екатеринбург

1,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

Смоленская область

Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево

0,8

Смоленск

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,7

0,5

Тамбовская область

Мичуринск

0,8

Тамбов

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Тверская область

Вышний Волочек, Кимры, Ржев

0,8

Тверь

1,5

Прочие города и населенные пункты

0,8

0,5

Томская область

Северск

1,2

0,8

Томск

1,6

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Тульская область

Алексин, Ефремов, Новомосковск

0,8

Тула

1,5

Узловая, Щекино

1,2

0,8

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Тюменская область

Тобольск

1,3

0,8

Тюмень

1,2

Прочие города и населенные пункты

1,1

0,8

Ульяновская область

Димитровград

1,2

0,9

Ульяновск

1,5

1,1

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,6

Челябинская область

Златоуст, Миасс

1,4

0,8

Копейск

1,6

Магнитогорск

1,8

Сатка, Чебаркуль

1,2

0,8

Челябинск

2,1

1,3

Прочие города и населенные пункты

0,8

Ярославская область

Ярославль

1,5

Прочие города и населенные пункты

0,9

0,5

Москва

1,2

Санкт-Петербург

1,8

Севастополь

0,6

0,6

Еврейская автономная область

Биробиджан

0,6

0,5

Прочие города и населенные пункты

0,6

0,5

Ненецкий автономный округ

0,8

0,5

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Когалым

0,8

Нефтеюганск, Нягань

1,3

0,8

Сургут

1,2

Нижневартовск

1,8

Ханты-Мансийск

1,5

Прочие города и населенные пункты

1,1

0,8

Чукотский автономный округ

0,6

0,5

Ямало-Ненецкий автономный округ

Новый Уренгой

0,8

Ноябрьск

1,7

Прочие города и населенные пункты

1,1

0,8

Байконур

0,6

0,5

КБМ — коэффициент бонус-малус.

КБМ — это коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования. Проще говоря, КБМ зависит от того, были вы виновником аварии или нет.

Например, в этом году ваш КБМ равен 1, в следующем году КБМ уже будет равен 0,95, если вы не станете виновником аварии. Соответственно, стоимость полиса ОСАГО будет меньше. Если же по вашей вине произойдет одна авария, то КБМ в следующем году для вас станет 1,55, две аварии — 2,45 и так далее. Это означает, что стоимость полиса ОСАГО увеличится.

N п/п

Коэффициент КБМ на период КБМ

Коэффициент КБМ

0 страховых возмещений за период КБМ

1 страховое возмещение за период КБМ

2 страховых возмещения за период КБМ

3 страховых возмещения за период КБМ

Более 3 страховых возмещений за период КБМ

2,45

2,3

2,45

2,45

2,45

2,45

2,3

1,55

2,45

2,45

2,45

2,45

1,55

1,4

2,45

2,45

2,45

2,45

1,4

1,55

2,45

2,45

2,45

0,95

1,55

2,45

2,45

2,45

0,95

0,9

1,4

1,55

2,45

2,45

0,9

0,85

1,55

2,45

2,45

0,85

0,8

0,95

1,4

2,45

2,45

0,8

0,75

0,95

1,4

2,45

2,45

0,75

0,7

0,9

1,4

2,45

2,45

0,7

0,65

0,9

1,4

1,55

2,45

0,65

0,6

0,85

1,55

2,45

0,6

0,55

0,85

1,55

2,45

0,55

0,5

0,85

1,55

2,45

0,5

0,5

0,8

1,55

2,45

КВС — коэффициент возраст-стаж.

КВС — это коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством. Как я говорила выше, с 9 января 2019 года вместо прежних 4 его ступеней их стало 58.

Стаж, лет\Возраст, лет

3 — 4

5 — 6

7 — 9

10 — 14

более 14

16 — 21

1,87

1,87

1,87

1,66

1,66

22 — 24

1,77

1,77

1,77

1,04

1,04

1,04

25 — 29

1,77

1,69

1,63

1,04

1,04

1,04

1,01

30 — 34

1,63

1,63

1,63

1,04

1,04

1,01

0,96

0,96

35 — 39

1,63

1,63

1,63

0,99

0,96

0,96

0,96

0,96

40 — 49

1,63

1,63

1,63

0,96

0,96

0,96

0,96

0,96

50 — 59

1,63

1,63

1,63

0,96

0,96

0,96

0,96

0,96

старше 59

1,60

1,60

1,60

0,93

0,93

0,93

0,93

0,93

Если транспортное средство зарегистрировано в иностранном государстве и временно используется на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;

1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.

КО — ограничивающий коэффициент.

Ко — это коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Иными словами, доверяете вы управление автомобилем ограниченному либо неограниченному кругу лиц.

N п/п

Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо

Коэффициент КО

Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством

Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством

1,87

Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.

КМ — коэффициент мощности двигателя.

При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные ПТС или СТС. В случае если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 киловатт-час = 1,35962 лошадиных сил.

N п/п

Мощность двигателя (лошадиных сил)

Коэффициент КМ

До 50 включительно

0,6

Свыше 50 до 70 включительно

Свыше 70 до 100 включительно

1,1

Свыше 100 до 120 включительно

1,2

Свыше 120 до 150 включительно

1,4

Свыше 150

1,6

КС — коэффициент сезонности.

КС — это коэффициент страховых тарифов в зависимости от того, сколько месяцев в году вы хотите использовать транспортное средство.

N п/п

Период использования транспортного средства

Коэффициент КС

3 месяца

0,5

4 месяца

0,6

5 месяцев

0,65

6 месяцев

0,7

7 месяцев

0,8

8 месяцев

0,9

9 месяцев

0,95

10 месяцев и более

КН — коэффициент нарушений.

КН — это коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Коэффициент нарушений применяется и равен 1,5, если владелец транспортного средства:

  1. сообщил страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;
  2. умышленно содействовал наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказил обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страхового возмещения;
  3. причинил вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования.

КПр — коэффициент наличия прицепа.

КПр — это коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.

N п/п

Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства

Коэффициент КПр

Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам

1,16

Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски

1,40

Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски

1,25

Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

1,24

Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств

КП — коэффициент периода (срока страхования).

КП — это коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования.

N п/п

Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации

Коэффициент КП

От 5 до 15 дней

0,2

От 16 дней до 1 месяца

0,3

2 месяца

0,4

3 месяца

0,5

4 месяца

0,6

5 месяцев

0,65

6 месяцев

0,7

7 месяцев

0,8

8 месяцев

0,9

9 месяцев

0,95

10 месяцев и более

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *