Решение задач по финансовому праву

Решение задач по финансовому праву

Екатерина Ефремова — Задачи и задания по финансовому праву. Учебно-методическое пособие

12 3 4 5 6 7 …10

Е. С. Ефремова

Задачи и задания по финансовому праву

Учебно-методическое пособие

Тема 1

Бюджет и бюджетное устройство

Задачи и вопросы данного раздела посвящены освоению таких базовых категорий бюджетного права, как бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система Российской Федерации. Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о правовой природе акта о бюджете (например, некоторые авторы не относят его к правовому акту, а считают актом управления), поэтому студентам рекомендуется изучить имеющиеся в научной литературе авторские позиции и сделать собственные выводы.

Данный раздел также направлен на систематизацию представлений о бюджетной системе и ее принципах. Рекомендуется обратить внимание на существующие в научной литературе мнения (например, Н. А. Шевелевой, В. М. Ведяхина, Н. М. Добрынина) об унитарной природе бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное устройство унитарных государств характеризуется наличием единого государственного бюджета и в значительной степени зависимых от него местных бюджетов. Студентам необходимо, изучив нормативный и научный материал, сделать собственные заключения.

Поскольку элементами состава бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты внебюджетных фондов России, постольку раздел включает задания и задачи, направленные на закрепление знаний об этих фондах. Помимо нормативных правовых актов, регулирующих деятельность внебюджетных фондов Российской Федерации, студентам рекомендуется изучить соответствующие законы о бюджетах каждого из этих фондов.

Отношения, связанные с образованием, перераспределением и использованием публичных фондов денежных средств, являются предметом бюджетного права, поэтому студентам необходимо изучить понятие бюджетных правоотношений и выявить их специфику.

Вопросы

1. Что такое бюджетная система?

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2. Как соотносятся понятия «бюджетная система Российской Федерации» и «бюджетное устройство Российской Федерации»?

Бюджетная система является структурным элементом бюджетного устройства, легального определения которого в Бюджетном кодексе РФ на сегодняшний день нет. Вместе с тем, анализируя раздел первый данного кодифицированного акта, можно утверждать, что «бюджетное устройство Российской Федерации»1 – более широкое понятие, ибо включает в себя не только бюджетную систему Российской Федерации, но и бюджетную классификацию, а также принципы бюджетной системы.

3. Чем отличается бюджетная система федеративного государства от бюджетной системы унитарного государства?

Бюджетная система федеративного государства трехуровневая и состоит из государственного федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов.

Бюджетное устройство унитарных государств характеризуется наличием единого государственного бюджета и местных бюджетов. Местные бюджеты обладают отдельными признаками самостоятельности при преобладании жесткой финансовой зависимости от государственного бюджета. Унитарная бюджетная система существует в Испании, Италии, Китае, Белоруссии, Украине.

4. В каких аспектах рассматривается бюджет?

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет – термин английского происхождения (budget), который означает «кожаный мешок». Когда палата общин в Англии в XVI–XVII веках утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета – позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII века бюджетом стал называться документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства2.

В настоящее время бюджет понимается в трех аспектах: материальном, экономическом и правовом.

С материальной точки зрения бюджет рассматривается как централизованный денежный фонд, формируемый в масштабах конкретного публично-территориального образования (государства, муниципального образования) и предназначенный для обеспечения выполнения задач, стоящих перед таким публично-территориальным образованием и осуществляемых им функций3.

С экономической точки зрения бюджет – это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общезначимых задач государства и муниципальных образований и выполнения функций соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления4.

В правовом смысле бюджет – это закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством РФ, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ5.

В зарубежных странах сложилось два подхода к закону о бюджете в зависимости от используемой в стране правовой системы – англосаксонской или континентальной. В континентальном праве бюджет, как правило, объединяет в себе доходную и расходную части и принимается в виде единого законодательного акта. (Так, например, ст. 110 Основного закона ФРГ констатирует, что «все доходы и расходы Федерации должны включаться в бюджет»). В англосаксонских странах (Великобритания, Индия, Канада) билль об ассигнованиях (расходная часть бюджета) и финансовый билль (по доходной части) обсуждаются и принимаются парламентом отдельно6.

5. Какие процессуальные особенности закона о бюджете вы можете назвать?

Процессуальные особенности закона о бюджете заключаются в следующем:

а) разрабатывается проект закона о бюджете и представляется Государственной Думе РФ исключительно органами исполнительной власти. В то время как принятие других законов, в соответствии со ст. 104 Конституции РФ, может инициироваться Президентом РФ, Советом Федерации, Верховным Судом РФ и др.;

б) законодательный процесс, в результате которого принимается закон о бюджете, урегулирован Бюджетным кодексом РФ;

в) принятый Государственной Думой закон о бюджете подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ;

г) принимается закон о бюджете на один год и плановый период; исполняется органами исполнительной власти; порядок исполнения урегулирован разделом VIII Бюджетного кодекса РФ;

д) для контроля за исполнением закона о бюджете создан специальный орган – Счетная палата РФ7.

6. К какому типу правовых актов (индивидуальных или нормативных) относится закон о бюджете?

В современной финансово-правовой литературе не раз указывалось, что ежегодно принимаемый закон о бюджете на предстоящий финансовый год – ярко выраженный смешанный акт, в котором одновременно закреплены нормативные и индивидуальные предписания8.

7. Что такое консолидированный бюджет?

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированные бюджеты не составляются, не утверждаются и не исполняются, представляя собой лишь отчет, объединяющий результаты исполнения бюджетов всех трех уровней.

8. Что такое бюджет «брутто», бюджет «нетто»?

В основе деления бюджетов на брутто и нетто положен способ формирования расходов. Бюджет-нетто представляет собой бюджет, очищенный от расходов на организацию бюджетного процесса, а бюджет-брутто – такой бюджет, расходы которого включают в себя все без исключения ассигнования. Данное подразделение не имеет практического значения, на сегодняшний день все бюджеты формируются по принципу «брутто» и содержат такой обязательный раздел, как расходы на государственное (муниципальное) управление. На самом деле трудно выделить из бюджета часть, которая касается непосредственно расходов на организацию бюджетного процесса, мобилизацию налогов, финансовый контроль9.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *