Признаки ограничения конкуренции

Признаки ограничения конкуренции

Что такое ограничение конкуренции

Конкуренция — соперничество в условиях рынка одного предприятия с иным, за счет чего можно говорить о достижении коммерческой выгоды. Как следствие, это приводит к повышению объемов продаж либо спроса на предоставляемые конкретные виды услуг.

Согласно ФЗ № 135 (ст. 4) выделяют такие признаки ограниченной конкуренции:

  • сокращение числа экономических субъектов, которые не относятся к одной группе лиц;
  • повышение/понижение стоимости продукции, что не обусловлено условия товарооборота;
  • определение общих правил товарооборота на рынке договором между участниками либо согласно указу одного лица;
  • воздействие на других участников рынка со стороны государственных или муниципальных органов власти (к примеру, в период государственной закупки – заявленные ими требование может противоречить нормативным актам).

Виды и формы

Ограничения могут выражаться в разной форме. К примеру:

  • в агрессивной;
  • в формировании отрицательных соглашений;
  • в отдельных действиях органов исполнительной власти.

Каждая разновидность рассмотрена в таблице:

Агрессивное применение имеющихся преимуществ В него входит:

· диктатура ценовой политики;

· не обоснованная каким-либо образом оценка одинаковой группы продукции либо же отмена конкретного популярного товара;

· блокировка возложенных согласно соглашению обязательств;

· введение каких-либо региональных/территориальных запретов;

· создание условий дискриминации и так далее;

· действия, направленные на препятствие вхождения на рынок новых предприятий.

Договорные препятствия Под этим может подразумеваться:

· формирование «картелей» — объединенных компаний, которые предоставляют возможность сохранить текущую независимость, но при этом придерживаться общепринятой политики поведения на отечественном рынке;

· согласования не вынужденных условий действия хозяйствующих субъектов и так далее.

Противоправные действия органов исполнительной власти В данном случае речь идет о:

· противоправных действиях, выраженных в виде утверждения препятствующих нормативных актов;

· установлении запретов на реализацию поставленных задач в рамках действующих производственных мощностей;

· противоправных действиях по отношении к конкретной компании;

· искусственном формировании конкретных предпочтений потребителя по отношению к определенной организации либо предприятию.

Указанные разновидности являются только основными. На практике они могут выражаться в любой иной форме.

Действия органов власти

ФЗ № 135 запрещает органам исполнительной власти осуществлять действия, а также разрабатывать и принимать акты либо же подписывать договоры, которые в разной степени могут повлечь за собой недопущение или ограничение рыночной состязательности между участниками рынка, а также устранение конкурентов.

Для исключения ограничений конкуренции, исполнительной власти запрещено:

  • вводить различные ограничения и запреты на формирование новых предприятий, выполнение по отношению к действующим компаниям различных ограничительных действий, использование административного ресурса в отношении субъектов хозяйствования в личных интересах или в пользу других компаний;
  • препятствовать различными способами нормальной деятельности организаций без наличия весомых на это оснований (беспричинные проверки, необоснованные предписания и прочее);
  • пытаться ограничивать свободное перемещение товаров по территории России, в том числе лишать предприятия прав на их покупку, реализацию либо же обмен;
  • самостоятельно устанавливать круг партнеров, с которыми фирма должна подписывать соглашения, а также вносить поправки в условиях их заключения;
  • внедрять ограничения на права приобретателей продукции либо услуг в вопросе самостоятельного их выбора;
  • искусственно формировать такие условия, которые могут ущемлять права некоторых предприятий.

Более того, исполнительная власть не вправе подписывать договоры с действующими компаниями, если это в дальнейшем влечет за собой:

  • вынужденное внесение изменения в цены и тарифы других участников рынка;
  • фиксацию разных цен либо тарифов на одну и ту же продукцию, если это экономически не обоснованно.

Исполнительной власти категорически запрещается формировать препятствия тем, кто изъявил желание выйти на отечественный рынок.

Примеры ограничений

Если рассматривать примеры препятствования свободной конкуренции со стороны различных субъектов рынка и госвластей, то к основным принято относить:

  • принятие противоправного отказа участникам тендера в составлении и дальнейшей подачи заявлений, включая дальнейшее возможное участие в организованной конкурентной процедуре или необоснованное решение об отклонении конкурсных необходимых документов от участия в торгах или тендере;
  • вынесение решения об отказе от подписания конкретного контракта с победителем организованного ранее тендера по закупкам либо противоправный отказ от исполнения возложенных обязательств по ранее принятым условиям государственного либо муниципального контракта;
  • нарушения выдвинутых требований ФЗ №135 в вопросе информационного обеспечения закупочной деятельности. К примеру, правонарушение правил и периода публикации документации непосредственно по тендеру в специально разработанной единой информационной торговой системе;
  • согласование неоправданно заниженных цен на аналогичные товарные позиции между несколькими участниками рынка с целью «выдавить» конкурента;
  • демпинг — снижение цен и тарифных ставок ниже экономически обоснованных для увеличения собственной доли на рынке и создания неблагоприятных условий для других компаний;
  • сговор между производителями с целью поддержания выгодного для них уровня цен.

Указанные примеры достаточно часто встречаются на практике.

Естественные и искусственные монополии

Хотя закон 135-ФЗ и принято называть антимонопольным, от появления монополий в жизни избавиться невозможно.

Под естественной подразумевается монополия, которая по праву занимает ключевое, преимущественное положение на отечественном рынке и напрямую связана с имеющимися производственными особенностями.

Производственное преимущество выражаться в виде:

  • современного дорогостоящего оборудования;
  • единоличного права собственности на ключевые ресурсы;
  • наличия внушительных производственных мощностей.

В большинстве случаев, под естественной монополией подразумевается серьезная хорошо развитая инфраструктура, в рамках которой функционирование одной компании будет менее затратно с точки зрения себестоимости.

К примеру, электросети, железнодорожные пути сообщения, почтовое обслуживание и так далее. Организация нескольких подобных компаний только повысит затраты на оказание услуг, а значит потребитель будет получать тот же продукт, но дороже.

Под искусственной монополией подразумевается объединение компаний, которые формируются с целью получения коммерческой монополистической выгоды за счет покупателя. По сути, под термином скрывается условное название, которое позволяет отделить предприятия от естественных монополий.

Более того, такая форма монополии специально корректирует текущую структуру рынка, в частности:

  • формируют препятствия для исключения вероятности создания новых компаний в конкретной сфере;
  • ограничивают имеющихся аутсайдеров в праве доступа к конкретному сырью, в том числе и энергосистеме;
  • буквально “забивают” рынок персональной эффективной рекламой;
  • инвестируют внушительные средства в персональное развитие (например, открывают новые филиалы без повышения рентабельности, но для ограничения доступа для других субъектов).

Искусственная монополия формируется под конкретные предприятия. К примеру, несколько региональных компаний объединились между собой для препятствия входа на рынок иных фирм в определенной сфере деятельности. Они могут ограничить доступ к ресурсам, задавить рекламами и пр.

Судебная практика

Как показывает судебная практика, судебные органы имеющуюся буквальную трактовку не используют в процессе разбирательства и подходят к вопросу с точки зрения разумности и обоснованности.

Так, например, в Постановлении ВАС РФ от 16.11.2015 года №А40-188369/2014 в качестве подтверждения устного картельного соглашения судом было рассмотрено приведенное ФАС в качестве доказательства совпадение электронных учетных записей, с помощью которых производилась регистрация заявок на участие в аукционе. Один из участников создавал заявки от своего имени и от имени своего соперника с одного и того же IP. В учет так же приняли и полную идентичность самих заявок. Итог для предприятия: проигрыш в высшей судебной инстанции и штраф.

Случаются также ситуации, когда к ответственности привлекают должностных лиц государственных органов. Например, в деле об организации конкурса на размещение рекламных конструкций суд признал, что неверно указанный адрес размещения объектов рекламы ограничивал конкуренцию и заранее вводил в обман потенциальных участников тендера (Определение ВАС РФ № 303-КГ15-3051 от 24.07.2015 года).

Частные примеры незаконного ограничения конкуренции в сфере госзакупок приведены в видео ниже.

3. Новый закон «о защите конкуренции» (2006) и изменение баланса ошибок IиIIрода

  • •Теневая экономика
  • •Раздел I. Сегменты теневой экономики
  • •Раздел II. Отрасли теневой экономики
  • •Раздел III. Борьба с теневой экономикой
  • •Красинец е.С. Трудовая иммиграция
  • •Вступительное слово
  • •Раздел I.
  • •Региональные практики «квазифискальных» взаимоотношений бизнеса и власти в транзитивной экономике России
  • •Если исходить из Вашего опыта, то какие ассоциации вызывает у Вас в первую очередь понятие «местная власть»? (указать не более 2-х вариантов)
  • •Что Вы вкладываете в понятие «социально ответственный бизнес»?
  • •Оценка сложившихся целевых установок
  • •Какой механизм реализации интересов Вашего бизнеса во взаимодействии с местной властью является наиболее эффективным? (указать не более 3-х вариантов) (%)
  • •Сращивание теневой экономики и теневой политики (на примере финансирования избирательных компаний и деятельности политических партий)
  • •Часть 1. Механизм «политического инвестирования»,
  • •Оценка стоимости избирательных кампаний (в долл. Сша)
  • •Экспертные оценки ежегодных затрат на текущее функционирование партий (в долл. Сша)
  • •Часть 2. Власть и бизнес: новые правила игры
  • •Литература
  • •Неформальная экономика
  • •Российский неформальный рынок труда в контексте стандартов Международной организации труда
  • •1. Что такое «неформальная экономика»?
  • •2. Различие между неформальной и теневой экономикой
  • •3. Масштабы неформальной занятости
  • •4. Кто занят в неформальной экономике?
  • •5. Социально-трудовые проблемы неформально занятых
  • •6. Плюсы и минусы неформальной экономики
  • •7. Причины, по которым работники оказываются занятыми
  • •9. Проблемы социальной защиты неформально занятых
  • •10. Заключение
  • •Неформальная занятость в условиях экономической трансформации общества в региональном областном центре (на примере г. Тюмень)*
  • •Опыт работы без трудового договора в зависимости от занимаемой на рынке труда позиции
  • •Распределение респондентов по опыту участия в неформальной занятости и использованию знакомств при трудоустройстве (% опрошенных по столбцам)
  • •Участие в неформальной занятости и показатели доверия и обмана
  • •Участие в неформальной занятости и нарушение прав работодателя
  • •Корреляции между показателем участия в неформальной занятости
  • •Социальный механизм развития неформальной экономики на примере Тюменской области
  • •Мнения россиян о том, что необходимо для занятия бизнесом
  • •Описательные статистики факторов участия
  • •Связь ценностей с группами участия в неформальной деятельности
  • •Литература
  • •Криминальная экономика
  • •2.1. Экономический подход
  • •2.2. Юридический (криминологический) подход
  • •2.3. Авторский подход
  • •Результаты оценки пошаговой регрессии для некоторых видов преступлений
  • •Детерминация преступности социально-экономическими факторами
  • •Литература
  • •Раздел II.
  • •2. Система факторов,
  • •3. Организационно-экономические формы
  • •Криминальная трансплантация как «виртуальная» преступная деятельность*
  • •Литература
  • •Борта ю. Отечественная трансплантология под угрозой // Аргументы и факты – Здоровье. 2003. № 51 (488). (http://www.Aif.Ru/online/health/488/08_01)
  • •Бабасян н., Лория е., Нарышкина а., Филимонов д. Удар по почкам. В России запретили трансплантацию // Известия науки. 2003
  • •Основные предпосылки модели
  • •Влияние изменения параметров модели на критические уровни морали среди женского и мужского населения
  • •Влияние изменения параметров модели на равновесную цену коммерческих сексуальных услуг
  • •Источники
  • •Экономический анализ терроризма
  • •Терроризм как экономический институт: причины формирования, основные типы, последствия
  • •1. Экономика терроризма как объект и предмет научного анализа
  • •2. Социально-экономические причины терроризма
  • •3. Финансовые источники терроризма
  • •Структура доходов колумбийских повстанческих движений
  • •Бюджет «Аль-Каяды» на 1999-2001 гг. (по оценке ф. Шнайдера)
  • •Модели финансирования терроризма
  • •4. Экономические потери от терроризма
  • •Раздел III.
  • •»Синдром Павлика Морозова»
  • •(Проблема формирования позитивного отношения
  • •К сотрудничеству с правоохранительными органами
  • •В противодействии теневой экономической деятельности)
  • •Безбилетник или фальшивомонетчик? (об одном решении неразрешимой проблемы)
  • •1. О причинах острой нелюбви к фальшивомонетчикам
  • •Движение фальшивой монеты
  • •2. Чем неплательщик налогов похож на фальшивомонетчика?
  • •Борьба с теневой экономикой в сфере новых технологий
  • •Нарушения в сфере прав на интеллектуальную собственность:
  • •1. Современное состояние в сфере нарушений прав на интеллектуальную собственность и их защиты
  • •Статистика по нарушениям в сфере прав на интеллектуальную собственность (ст. 146 ук рф)
  • •Статистика по гражданским делам о нарушениях ипс в судах
  • •Уровень осведомленности респондентов об основных законах и правилах, действующих в сфере регулирования и защиты прав на результаты ниокр, % ответивших
  • •Распределение основных видов нарушений в области прав на результаты ниокр, % ответивших, чьи права нарушались в 2004-2005 гг.
  • •Распределение оценок качества законодательной защиты прав на исследования и разработки: 2004-2005 гг. (% ответивших)
  • •Влияние продолжительности патентной защиты на размер расходов на ниокр крупных японских корпораций
  • •Эластичность расходов на ниокр в зависимости от распределения прав на их результаты
  • •Основные эффекты в деятельности организаций в случае,
  • •Если права на результаты ниокр были бы эффективно защищены
  • •(То есть, защищены не только в законах, но и в реальной практике),
  • •% Ответивших
  • •2. Особенности спроса на защиту прав
  • •На интеллектуальную собственность
  • •Частных промышленных предприятий
  • •И государственных научных организаций
  • •Учет и вовлечение в хозяйственный оборот результатов ниокр
  • •Параметры спроса на защиту прав на результаты ниокр в зависимости от различных групп участников рынка
  • •Нарушения прав на результаты ниокр и выбор различных инструментов их защиты
  • •Снижение ценности разработки из-за нарушения прав на ее результаты
  • •Некоторые эффекты в деятельности организаций при усилении защиты прав на результаты ниокр
  • •3. Выводы: фактический и потенциальный спрос на правовые инструменты защиты прав на интеллектуальную собственность
  • •Литература
  • •Актуальные проблемы
  • •Обеспечения экономической безопасности
  • •В сфере интеллектуальной собственности
  • •И новых технологий
  • •1. С использованием деятельности подпольных заводов и цехов по производству контрафактных cd, dvd дисков с записями аудиовизуальных произведений, а также по их хранению и упаковке.
  • •3. С незаконной трансляцией телевизионных программ, незаконные демонстрации по сети кабельного телевидения художественных фильмов и их незаконная реализация.
  • •4. С нарушением авторских прав в сфере книгопечатания.
  • •5. С незаконным использованием товарных знаков, принадлежащих всемирно известным фирмам.
  • •6. С нарушением изобретательских и патентных прав, предусмотренных ст. 147 ук рф.
  • •Регулирование миграция
  • •Неоднозначность ситуации на российском рынке труда
  • •Шевцова т.В. (Институт
  • •Социально-экономических
  • •Проблем народонаселения ран)
  • •Нелегальная миграция из китая в россию1
  • •Тенденции китайской нелегальной миграции и особенности ее структуры
  • •Уровень квалификации нелегально занятых мигрантов из кнр, %
  • •Причины нелегальной миграции и незаконной занятости китайских граждан
  • •Факторы нелегальной миграции из Китая в Россию (оценки экспертов, %)
  • •Проблемы противодействия нелегальной миграции из Китая
  • •Численность нелегальных мигрантов из Китая и их занятость в России в ближайшей перспективе (оценки экспертов, %)
  • •Варианты изменения действующего паспортно-визового режима для китайских торговцев-челноков, %
  • •Проблемы правовой базы статистического учета мигрантов
  • •Экономический анализ права
  • •2. Антимонопольные нормы: как искать баланс ошибок IиIIрода
  • •3. Новый закон «о защите конкуренции» (2006) и изменение баланса ошибок IиIIрода
  • •3.1. Признаки ограничения конкуренции
  • •3.2. Картели: проблема «явного» и «молчаливого» сговора
  • •3.3. Предварительный контроль сделок слияний: шаг навстречу бизнесу и/или возможность повышения качества регулирования?
  • •3.4. Государственная помощь: новая сфера антимонопольного контроля
  • •Раздел IV.
  • •Материальный ущерб и его возмещение в отдельных отраслях, млрд. Руб.
  • •Коррупционная преступность в постсоветской России (анализ статистических данных)
  • •Динамика коррупционной преступности в России
  • •Доля отдельных видов преступлений в структуре коррупционной преступности (в %)
  • •Статистические данные о хищениях путем присвоения или растраты или злоупотребления служебным положением (ст. 92 (1471)ук рсфср, ст. 160 ук рф)
  • •Статистические данные о злоупотреблении властью или служебным положением (ст. 170 ук рсфср), должностными полномочиями (ст. 285 ук рф)
  • •Статистические данные о превышение власти или служебных полномочий (ст. 171 ук рсфср), должностных полномочий (ст. 286 ук рф)
  • •Статистические данные о получении взятки (ст.Ст. 173 ук рсфср, 290 ук рф)
  • •Статистические данные о посредничестве во взяточничестве (ст. 1741 ук рсфср)
  • •Статистические данные о даче взятки (ст. Ст. 174 ук рсфср, 291 ук рф)
  • •Статистические данные о должностном (ст. 175 ук рсфср), служебном подлоге (ст. 292 ук рф)
  • •Статистические данные о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (ст. 169 ук рф)
  • •Статистические данные о регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170 ук рф)
  • •Статистические данные о незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289 ук рф)
  • •Статистически данные о злоупотреблениях полномочиями (ст. 201 ук рф о преступлениях, предусмотреныъ ст. С )
  • •Статистика теневой экономики в зарубежных странах
  • •Оценка нелегальной иммиграции
  • •Новый сравнительный обзор ф. Шнайдером масштабов неформального/теневого сектора экономики в разных странах мира
  • •Масштабы теневой экономики стран Африки, 1999-2000 гг.
  • •Масштабы теневой экономики стран Азии, 1999-2000 гг.
  • •Масштабы теневой экономики стран Южной Америки, 1999-2000 гг.
  • •Масштабы теневой экономики трансформирующихся стран, 1999-2000 гг.
  • •Масштабы теневой экономики европейских стран оэср, 1999-2000 гг.
  • •Масштабы теневой экономики не-европейских стран оэср,
  • •Средние размеры неформальной экономики в различных группах стран, 1999-2000 гг.
  • •Оценки изменения показателей теневой экономики в странах Западной Европы
  • •Сведения об авторах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *