Представитель в административном судопроизводстве

Представитель в административном судопроизводстве

Услуги представителя по административным делам

Мы готовы помочь Вам на любой стадии судебного рассмотрения административного дела, ознакомимся с материалами, оценим перспективу, выработаем линию судебной защиты, смягчим или отменим административное предписание и штраф.

Административное право неотделимо связано со сферой жизнедеятельности человека, поэтому чтобы обезопасить себя от противоправных действий, каждый должен знать базисные нормы данного законодательства.

Представительство в суде — позволит разрешить или уменьшить путем судебного оспаривания правонарушения и назначенную в соответствии Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ ответственность.

Сложности административного законодательства

Следует отметить, что согласно КоАП РФ, нарушения административного характера уполномочены рассматривать, а также постановлять наказания, широкий круг должностных лиц. Это могут быть судьи, налоговые органы, прокуратура и иные органы власти.

В законодательстве об административных правонарушениях есть описание и состав на первый взгляд, не вызывают трудностей в защите, однако, как и в любой правовой сфере, существует множество нюансов и «подводных камней», неправильная трактовка или подача которых могут только усугубить ситуацию вплоть до уголовной ответственности.

Кто может представлять интересы по административным спорам

Отличительной особенностью Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ является введение квалификационных ограничений для представителей — они должны иметь высшее юридическое образование. Ранее подобное требование существовало лишь в уголовном процессе, где представители обязаны иметь статус адвоката, но ни в ГПК, ни в АПК, ни в КоАП аналогичных норм нет.

Минусы самостоятельной защиты

Без знаний и опыта Вы не ответите на следующие вопросы:

  • порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • особенности административного производства при назначении административного расследования;
  • когда дело рассматривает государственный орган, мировой судья или суд общей юрисдикции;
  • когда лицо освобождается от ответственности;
  • какие бывают административные наказания и в каких случаях назначаются;
  • требования к протоколу об административном правонарушении;
  • как и в каких случаях можно избежать наказания за неуплату штрафа и т.д.

Какие действия осуществляет представитель в суде

Мы предоставляем для защиты клиента в рамках представительства в суде по административным спорам:

  1. первичная консультация, с целью ознакомления с материалами дела и предварительной оценкой перспектив судебного разбирательства;
  2. выбор стратегии защиты;
  3. сбор доказательной базы и представление ее в суд по административным спорам;
  4. вызов и опрос должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, а также всех свидетелей по делу;
  5. сбор информации о любых нарушениях, допущенных должностными лицами;
  6. обжалование несправедливого решения в вышестоящих судебных инстанциях.

В компетенцию входит решение большого количества дополнительных вопросов, в том числе, подготовка необходимых ходатайств, жалоб на постановления и неточности, обжалование решений суда в порядке, предусмотренном законом.

В каких случая требуется представитель

  1. привлечение к ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДД);
  2. участие в деле самовольного захвата земельного участка;
  3. возбуждение административного дела в области компьютерной безопасности;
  4. административный арест и дисквалификация;
  5. обвинения в нарушении таможенного законодательства;
  6. привлечение к ответственности за нарушение правил безопасности на производстве;
  7. претензии со стороны налоговых органов;
  8. конфликты, связанные с грубыми нарушениями авторских и смежных прав.

Какие нужны документы

  1. Протокол о фиксации нарушения.
  2. Решение о назначении административной ответственности.

Преимущества профессионального юриста

В силу ч. 4 ст. 25.5. КоАП РФ, защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Представитель в ходе рассмотрения дела обеспечит соблюдение Ваших прав, сформирует надёжную правовую позицию и линию защиты с учетом действующего законодательства и правоприменительной практики, соберёт и предоставит необходимые доказательства, подготовит и подаст процессуальные документы, обжалует незаконные действия и решения.

Что мы предлагаем

Мы осуществляем представительства в судах по всем категориям административных споров на всех стадиях судебного процесса, включая оспаривание правонарушений, признание бездействия государственных органов, наложение штрафов и санкций.

§ 8. Представительство в делах административного
судопроизводства
1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.
Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.
При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.
Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.
2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.
Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.
Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.
При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.
Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов организации в судах.
Общественное представительство — это представительство общественных объединений в защиту интересов их членов. В соответствии со ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
На основании ст. 27 названного Закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.
Представительство по назначению близко по характеру к договорному и законному представительству. Оно возникает в силу прямого указания в законе при необходимости обеспечить судебную защиту лицу, не способному самостоятельно избрать себе представителя по ряду причин. В частности, в соответствии с ч. 4 ст. 54 КАС в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
3. Субъекты представительства. Судебным представителем может быть не любое лицо. Как уже отмечалось, представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). На какие виды представительства распространяется данное требование о юридическом образовании? Полагаем, что оно не распространяется на случаи законного представительства, поскольку в их основе лежит указание закона (например, родительские отношения), а не факт наличия высшего юридического образования. Вряд ли оно распространяется на руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, представляющих соответствующие органы в силу их служебного положения, а также на руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами.
Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 54 КАС от имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.
Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов. По требованиям, предъявленным к Правительству РФ, а также при обращении Правительства РФ в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства РФ в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ.
Ряд категорий граждан не может осуществлять функции судебного представительства. В частности, не вправе быть представителями в суде судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Не могут быть также представителями в суде по смыслу законодательства иные лица, для которых в силу их положения установлены подобные ограничения, например судебные приставы, нотариусы, за исключением случаев, когда такие лица представляют в суде интересы соответствующих организаций либо осуществляют функции законных представителей.
4. Полномочия представителей в административном судопроизводстве. Поскольку представители в суде совершают процессуальные действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц, то соответственно объем полномочий поверенного определяется процессуальным положением доверителя — истца, ответчика, заинтересованного лица и т.д. Вместе с тем объем полномочий судебного представителя определяется и тем, какие именно из полномочий, имеющихся у доверителя, ему были переданы. Представители поэтому должны представить суду документы о своем образовании (при наличии таких требований), а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований, в частности диплом о высшем юридическом образовании не ниже уровня бакалавра права.
Таким образом, объем полномочий судебного представителя зависит от двух фактических обстоятельств: от объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.
Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.
Общие полномочия — это такие процессуальные действия, которые вправе совершать представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. Поэтому представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя — совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, связанных с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.
К общим полномочиям относятся полномочия знакомиться с материалами административного дела, заявлять отводы, представлять доказательства, задавать вопросы другим участникам судебного процесса, заявлять ходатайства и т.д.
Специальные полномочия — это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица.
В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд; на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску; на подачу встречного административного искового заявления; на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела; на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска; на изменение предмета или основания административного иска; на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие); на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; на обжалование судебного акта; на предъявление исполнительного документа к взысканию; на получение присужденных денежных средств или иного имущества.
В доверенности, выданной Центральной избирательной комиссией РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу должно быть специально оговорено.
5. Подтверждение полномочий судебных представителей. Полномочия представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства.
Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют следующие документы. Родители представляют свидетельство о рождении детей и собственный паспорт. Усыновители могут дополнительно представить решение об усыновлении. Опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием (п. 2 ст. 6 Закона об адвокатуре).
Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Соучастники, согласно ч. 3 ст. 41 КАС, могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков). Соучастники вправе заявить ходатайство в ходе судебного разбирательства о том, что они поручают ведение дела одному из соучастников. Подобное заявление заносится в протокол судебного заседания.
6. Доверенность. Во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом (ГК), а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с ч. 8 ст. 57 КАС.
Согласно ч. 8 ст. 57 КАС доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.
7. Проверка полномочий представителей. Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.
Документы, подтверждающие полномочия представителей, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем необходимых документов в подтверждение их полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным КАС и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных ст. 54 и 55 КАС, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
В случае если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя.

Представительство по новому Кодексу об административном судопроизводстве РФ

Начиная с 15.09.2015 был введен в действие Кодекс об административном судопроизводстве РФ (КАС). Законодателем в КАС РФ был изложен новый подход к представительству, в том числе и документам подтверждающим полномочия представителя. При этом законодатель закрепил даже требования к доверенности представителя. В ст. 55 КАС РФ даны следующие требования к представителям по административному судопроизводству:

Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.
3. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Помимо запрета на представительство для судьями, следователями, прокурорами и иными лицами, которые могут участвовать только в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей, к представителю по административному судопроизводству предъявляется требование о наличии высшего юридического образования. В настоящий момент уже стали происходить ситуации, когда суд требует предъявить диплом о высшем образовании, в том числе и адвокатов. Хотя наличие статуса адвоката подразумевает и наличие высшего образования. Суть спора заключается в формулировке ч. 1 ст. 9 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.
… текст сокращен …

По мнению одних юристов наличие высшего образования для адвоката обязательно, но он может его получить и в неаккредитованном государством учреждении при условии наличия ученой степени по юридической специальности. Поэтому слово «либо» нужно относить к наличию аккредитации, а в ее отсутствии нужно иметь ученую степень. Другие юристы считают, что получить ученую степень по юридической специальности возможно и без высшего юридического образования, поэтому адвокатом может быть лицо без высшего юридического образования.

Уверенности в правильности последней версии придает и Решение Верховного Суда РФ от 21.04.2013 N АКПИ14-115 «О признании недействующим абзаца второго пункта 4 Положения о присуждении ученых степеней, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 N 842, в части, устанавливающей требование о наличии высшего юридического образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра, для соискателей ученой степени доктора наук по юридическим наукам, имеющих степень кандидата юридических наук». В нем суд указал на то, что требования к лицам, претендующим на присвоение ученой степени доктора наук, установлены ст. 4.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно данной статье получить ученую степень доктора наук могут лица, имеющие ученую степень кандидата наук и подготовившие докторскую диссертацию на основе результатов проведенных ими научных исследований.

Таким образом, законодатель не ставит возможность получения ученой степени доктора наук по определенной специальности в зависимость от направления полученного претендентом образования. Кроме того, поступить в аспирантуру по направлению юриспруденции могут лица, не имеющие высшего юридического образования, но имеющие высшее образование в любой другой области. Правительству РФ не предоставлено право устанавливать дополнительные требования к лицам, претендующим на присвоение ученых степеней кандидата наук и доктора наук. Поэтому доктором юридических наук можно стать без получения высшего юридического образования. Отсюда и возникает порыв законодателя требовать от представителей диплом о высшем юридическом образовании.

Совсем недавно появилось письмо Федеральной палаты адвокатов от 15.10.2015 года «Об участии адвокатов в судах при рассмотрении административных дел» N983-10/15. В письме поднимается вопрос представительства, т.к. некоторые судьи при рассмотрении административных дел с участием адвокатов требуют от последних предъявления суду документа о высшем юридическом образовании. Полномочия представителей определены в ст. 56 КАС РФ, но суды умышленно либо по иным причинам в своих решениях не ссылаются на п. 4 ст. 57 КАС РФ, где прямо сказано, что «полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом». В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» «… адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием», а также удостоверение, которое является документом, подтверждающим статус адвоката (п. 3 ст. 15 ФЗ).

Исходя из текста письма, о складывающейся ситуации Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Пилипенко Ю.С. немедленно проинформировал Председателя Верховного Суда РФ Лебедева В.М. и его заместителя — председателя Судебной коллегии по административным делам Петрову Т.А., а также председателя Комитета Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Плигина В.Н. во время личных встреч.

Так же в указанном письме говориться о том, что «стороны нашли взаимопонимание и пришли к единому мнению, что судами искажаются требования ст.ст. 55-57 Кодекса административного судопроизводства РФ». Участники констатировали то, что адвокаты должны участвовать в деле по документам, обозначенным в ст.ст. 6 и 15 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Таким образом, адвокатам, в период отсутствия каких-либо разъяснений ВС РФ предлагается руководствоваться указанным письмом, а также ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Позиция Санкт-Петербургского городского суда заключается в том, что адвокат должен подтвердить статус адвоката. Подтвердить статус адвоката он может удостоверением, но копия удостоверения должна содержаться именно в поступившем в суд деле. Суд принимает решение о движении дела до первого заседания, это означает то, что без подтвержденного статуса адвоката или высшего образования суд может оставить без заявление без рассмотрения. Причем копия удостоверения должна быть заверена адвокатским образованием, в Санкт-Петербурге пока требовать нотариального удостоверения не будут — будут ждать пояснения ВС РФ. Указание в доверенности наличия у представителя статуса адвоката не устроит суд, т.к. выданная длительное время назад доверенность может содержать уже неверные сведения о статусе адвоката – адвокат может утратить статус. Суд считает допустимым и приобщение к подаваемому материалу в суд ордера адвоката. Таким ордером подтверждается и наличие статуса и полномочия адвоката на ведение дела. Правда ч. 4 ст. 57 КАС не говорит о необходимости наличия у адвоката ордера, однако, отсылает федеральному закону. Под «федеральным законом» понимается ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который в ч. 3 ст. 6 указвает:

Статья 6. Полномочия адвоката

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также — соглашение) для вступления адвоката в дело.
… текст сокращен …

Таким образом, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» так же содержит отсылочную норму к федеральным законам. Поскольку в КАС РФ слово «ордер» даже не встречается, суд может говорить о возможности участия адвоката в административном судопроизводстве по правилам КАС РФ без ордера.

Статья 57. Оформление и подтверждение полномочий представителя

1. Полномочия законных представителей подтверждаются представленными ими суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.
2. Полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение.
3. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
4. Полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.
5. Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований.
6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации.
7. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
8. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу, а также товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении. Доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

Представители в административном судопроизводстве, представляющие интересы юридических лиц, должны иметь доверенность от имени организации, которая должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (ч. 6 Ст. 57 КАС РФ). Таким образом, законодатель, несмотря на стремление избавиться от обязательности печати в документообороте, сделал печать необходимым реквизитом доверенности.
С учетом положений ст. 55 и 57 КАС РФ, представитель по административном судопроизводству должен на момент подачи иска подтверждать наличие высшего юридического образования и иметь оформленные полномочия для подачи иска. В противном случае заявление будет возвращено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *