Предписание инспекции по труду

Предписание инспекции по труду

Содержание

Внеплановая проверка трудовой инспекцией

Инспекция может прийти к вам, если у нее будут сведения о причинении вреда жизни или здоровью работников либо об угрозе их причинения, или сведения о том, что работникам не выплачивается заработная плата.

Если при найме людей вы не заключаете с ними трудовых договоров или заключаете другие виды договоров с работниками, фактически осуществляющими трудовую деятельность, то у инспекции будут основания вас посетить.

Должностные лица незамедлительно нанесут вам визит, если к ним поступит заявление работника о нарушении его прав на работе (подробнее про жалобы в трудовую инспекцию Екатеринбурга по ссылке), либо если он отправит запрос, в котором попросит провести проверку условий, в которых он работает, все ли условия и нормы труда соблюдены.

Инспекция по труду обязательно придет на предприятие, если в ее распоряжение поступят указания высших органов власти, прокуратуры.

Нарушений может быть выявлено множество: ошибки в трудовых договорах, дополнительных соглашениях, штатном расписании, неправильное оформление документов о медицинском осмотре сотрудников, о выдаче специальных средств работникам. Отсутствие журнала регистрации несчастных случаев или отсутствие подписей сотрудников в документах или их письменного согласия на ряд мероприятий, которого в обязательном порядке требует трудовое законодательство (на выполнение дополнительной работы, на отзыв из отпуска, при привлечении к сверхурочной работе или работе в праздничные и выходные дни и многое другое) также являются нарушениями законодательства и будут отражены в акте и предписании государственной трудовой инспекции.

По окончании внеплановой проверки, если будут выявлены нарушения, вы получите предписание от трудовой инспекции об их устранении.

ПОЛЕЗНО: читайте также по вопросу проверка работодателя по начислению заработной платы по ссылке

Обжалование предписания трудовой инспекции

Любое предписание, выданное государственной трудовой инспекцией, можно обжаловать вышестоящему руководству инспекции либо подать жалобу в суд по месту ее нахождения.

Подача заявления об обжаловании предписания оплачивается государственной пошлиной в размере трехсот рублей для физических лиц и в размере двух тысяч для юридических лиц.

Для оспаривания предписания закон предусматривает десятидневный срок, начиная с момента ознакомления с предписанием, в течение которого работодатель может обратиться за судебной защитой своих прав.

Для обжалования вышеназванного ненормативного правового акта следует указать причины, по которым заявитель считает документ незаконным и нарушающим его права.

Такой причиной может стать указание не достоверной информации в акте проверки или в самом предписании. В этом случае к жалобе следует приложить копии всех подтверждающих документов действительного положения дел на предприятии.

Поводом для обжалования могут послужить допущенные инспектором нарушения при процедуре проведения внеплановой проверки. Такие, как совершение должностными лицами действий, не предусмотренных административным регламентом. Или проведение мероприятий с нарушением обязательных норм и правил проверки, например, использование имущества и документации предприятия без предварительного согласования с руководителем.

Подготовить полный пакет документов для обращения в суд о признании незаконным предписания трудовой инспекции в короткий десятидневный срок бывает сложно, поэтому в таких случаях для благоприятного разрешения дела лучше обратиться к профессионалам-юристам, адвокатам.

Ответ на предписание трудовой инспекции

При вынесении предписания об устранении выявленных нарушений на предприятии следует подготовить ответ на него. Это не обязательно при условии выполнения самого предписания, но подготовка ответа позволит наладить коммуникацию с должностными лицами трудовой инспекции и возможно избежать внеплановых проверок в дальнейшем.

Ответ следует подготовить на бланке организации с обязательным указанием всех реквизитов вашей фирмы. В ответе необходимо сделать ссылку на номер и дату документа, на который вы отвечаете, и сообщить о принятых мерах и проведенных мероприятиях по исключению выявленных проверкой нарушений. Либо сообщить о невозможности устранения нарушений в определенный предписанием срок, аргументируя объективными причинами. Кроме того, к ответу нужно приложить все подтверждающие документы (например, копии платежных поручений о выплате заработной платы работникам, копии документов, оформленных надлежащим образом и другие).

ПОЛЕЗНО: читайте про проверку требований охраны труда со стороны инспекции в нашем блоге

Как можно восстановиться на работе, обратившись в инспекцию труда

В первую очередь незаконно уволенному сотруднику необходимо написать заявление. Подать его можно одним из трех способов:

  • лично посредством посещения Трудовой инспекции;
  • направив заявление почтой (заказным письмом с уведомлением);
  • составив документ на официальном сайте ГИТ.

Согласно нормам законодательства, срок рассмотрения обращения составляет не более тридцати дней с момента поступления в Инспекцию. Если конкретный случай требует более детального изучения вопроса, срок может быть продлен до шестидесяти дней.

В заявлении следует указать следующие данные:

  1. Наименование органа, в который направляется жалоба.
  2. Данные о заявителе (имя, фамилия, отчество, адрес регистрации, контактный телефон).
  3. Сведения о месте работы.
  4. Обстоятельства незаконного увольнения.
  5. Ссылки на нарушенные работодателем правовые нормы трудовой сферы.
  6. Приложение с указанием документов, приложенных к заявлению в качестве доказательств незаконности увольнения сотрудника.
  7. Дата и подпись.

При личной подаче заявления следует подготовить два экземпляра, один из которых отдается в канцелярию Трудовой инспекции, а второй остается у заявителя с печатью входящих документов.

После получения жалобы Инспекция индицирует проверку организации-нарушителя. Если доводы, указанные в заявлении сотрудника, были обоснованы, Инспекция принимает решение об удовлетворении жалобы.

Порядок восстановления на работе

Процесс восстановления на работе по инициативе Государственной инспекции по труду включает несколько этапов:

  • издание предписания соответствующим органом;
  • издание работодателем приказа об аннулировании увольнительного приказа;
  • восстановление сотрудника в должности с возвратом его места работы, оклада и так далее. Работник возвращается в то же правовое и финансовое положение в организации, в котором он находился до момента увольнения;
  • выплата работнику компенсации за время вынужденного прогула и морального ущерба (если он имел место и был доказан);
  • увольнение сотрудника, которого взяли на место уволенного работника.

Уведомить работника о восстановлении можно как лично, так и посредством почтового отправления. При получении указанного документа работник должен выйти на следующий день на работу. Если уволенный сотрудник своевременно не приступил к исполнению своих обязанностей, работодатель вправе уволить его за прогул.

Приказ о восстановлении на работе образец

Первый этап исполнения предписания Государственной трудовой инспекции о восстановлении незаконно уволенного сотрудника на работе – издание приказа. Документ должен содержать указание о проведении двух кадровых действиях: отмене приказа об увольнении сотрудника и восстановлении его на работе.

В приказе необходимо указать основание для отмены ранее изданного приказа – предписание Государственной трудовой инспекции. Норм типового характера для таких приказов не предусмотрено, поэтому оба документа должны оформляться работодателем согласно внутреннему порядку издания соответствующих бумаг в организации.

В обязательном порядке приказ должен содержать следующие данные:

  1. Регистрационный номер исходящего документа.
  2. Личные сведения о восстанавливаемом работнике (имя, фамилия, отчество).
  3. Определение точного наименования должности, на которую сотрудника должны восстановить. Название должно строго соответствовать штатному расписанию, действующему в организации.
  4. Дата, когда работник восстанавливается в своей должности и должен приступить к работе.
  5. Дополнительная информация, сопровождающая процедуру трудового восстановления: продолжительность периода вынужденных прогулов, сведения о выплате компенсационного характера за этот период, обязательства о внесении изменений в соответствующие документы и так далее (например, аннулирование записи в трудовой книжке об увольнении).

Финансовая сторона восстановления в должности может оформляться отдельным документом (приказом о выплате моральной компенсации и оплаты труда за время отсутствия на работе по независящим от работника обстоятельствам).

Скачать образец приказа можно здесь

С чего начинается восстановление на работе

В некоторых случаях процесс восстановления в должности не является первым шагом, осуществляемым работодателем. Бывают ситуации, когда на место лица, с которым незаконно расторгли трудовой договор, взяли другого сотрудника.

В этом случае после получения предписания от Трудовой инспекции работодатель обязан освободить место, занятое новым работником вместо незаконно уволенного. Таким образом, в первую очередь он должен расторгнуть трудовой договор с новым сотрудником. В некоторых случаях работодатель договаривается с обеими сторонами, и при взаимном согласии всех лиц оформляется трудоустройство для каждого из них.

Вместе с этим кадровые работники вносят соответствующие записи в следующие документы:

  • в трудовую книжку;
  • в табель учета рабочего времени;
  • в личную карточку сотрудника.

Также работодателю и восстановленному сотруднику следует помнить следующее: если трудовая деятельность работника связана с опасными или вредными условиями, время вынужденного прогула в период расчет дополнительного отпуска за вредность не засчитывается. Это связано с тем, что, независимо от уважительности причин отсутствия на работе, человек не подвергался в этот период воздействию опасных или вредных веществ.

Восстановление в должности при незаконном увольнении – процесс быстрый, так как законодательство стоит на страже интересов работника. При этом процесс восстановления посредством трудовой инспекции проходит быстрее, чем при содействии суда.

Работник, в пользу которого было вынесено решение суда о восстановлении на работе, обратился затем в трудовую инспекцию с заявлением о привлечении к административной ответственности работодателя за незаконное увольнение. Работодателем решение суда о восстановлении на работе исполнено в полном объеме с выплатой всех положенных компенсаций.
Может ли госинспекция труда привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства?

19 октября 2016

В соответствии с ч. 1 ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способами защиты трудовых прав являются, в том числе, судебная защита, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст. 352 ТК РФ).
При этом, как следует из ч. 2 ст. 357 ТК РФ, обращение лица за защитой своих трудовых прав в суд исключает возможность рассмотрения этого же вопроса федеральной инспекцией труда и выдачу предписания работодателю.
Вместе с тем необходимо помнить, что привлечение лица к административной ответственности возможно только после возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. В свою очередь, административные дела о нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 5.27 КоАП РФ), возбуждаются на основании протокола об административном правонарушении или определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (п.п. 3 и 4 ч. 4 ст. 28.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 28.7 КоАП РФ), составляемого или выносимого федеральной инспекцией труда (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
Из вышеизложенного следует, что суды самостоятельно не уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, и для привлечения лица к административной ответственности необходимо, прежде всего, составление или вынесение вышеуказанных протокола или определения. Поэтому само по себе вынесение судом решения о восстановлении сотрудника на работе и привлечение работодателя к материальной ответственности перед работником, предусмотренной положениями ст. 394 ТК РФ, не означает освобождения его от административной ответственности перед государством, так как вопрос о привлечении к такой ответственности судом в рамках разрешения индивидуального трудового спора не рассматривается.
В связи с изложенным федеральная инспекция труда может возбудить дело об административном правонарушении, связанном с нарушением норм трудового законодательства, посвященных увольнению работника, и после вынесения решения суда, указанного в вопросе. Поводом к возбуждению такого дела может послужить, в том числе, и обращение самого работника, права которого были нарушены (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Такое правонарушение подпадает под признаки административного правонарушения, упомянутого в ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и поэтому административное дело рассматривается и решение о привлечении работодателя к ответственности по общему правилу выносится должностным лицом федеральной инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ). Если же работодателем ранее допускались административные нарушения, касающиеся незаконного увольнения работников, то такое правонарушение подпадает под признаки правонарушения, указанного в ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, и дело подлежит рассмотрению судом (ст. 23.1 КоАП РФ). Отметим, что в силу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ административное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривается судом, если оно передано на такое рассмотрение лицом, к которому такое дело поступило.
В заключение отметим, что при решении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности и о применимой санкции должны учитываться характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ). Поэтому принятие всех необходимых мер для устранения нарушений трудового законодательства, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба могут быть в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ признаны обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и учтены при назначении административного наказания (постановление Алтайского краевого суда от 05.07.2011 N 4а-348/2011, решение Самарского областного суда от 03.10.2012 по делу N 21-540, Обзор судебной практики по рассмотрению в 2011 году районными (городскими) судами и мировыми судьями Калининградской области дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с положениями ст. 391 ТК РФ индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора рассматриваются в судах. Это означает, что в случае наличия спора между работником и работодателем относительно законности увольнения федеральная инспекция труда не вправе рассматривать действия работодателя на предмет соответствия закону. Это может сделать лишь суд. Однако если вина работодателя в нарушении норм трудового права была установлена решением суда, то он может быть привлечен к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

См. статью «Обжалуем итоги проверки инспекции труда»

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие — по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ — властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке.

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/)1. Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы2. Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны:

  • наименование суда, в который оно подается;
  • наименование организации — административного истца;
  • сведения о ГИТ, вынесшей предписание;
  • реквизиты оспариваемого предписания;
  • сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые нарушаются оспариваемым предписанием, и требование о признании его незаконным;
  • нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое предписание;
  • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

См. образец административного искового заявления в Примере.

Также советуем обратить внимание на следующую особенность рассмотрения дел по правилам КАС РФ: представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

Пример СвернутьПоказать

Сноски

СвернутьПоказать

  1. Найти адрес своей инспекции можно на сайте Роструда по адресу: https://www.rostrud.ru/rostrud/territorialnye-organy/ Вернуться назад

  2. Территориальную подсудность можно определить на сайте суда вашего города, округа. Например, подсудность судебных дел районным судам в г. Москве на сайте Мосгорсуда по адресу: https://www.mos-gorsud.ru/territorial Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала

Восстановление на работе по предписанию трудовой инспекции

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-912-343-72-22
8 (3532) 29-61-71

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В силу ст. 395 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Согласно ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Таким образом, рекомендуем Вам обратиться в трудовую инспекцию за получением предписания о восстановлении на работе, получении компенсации по ст. 396 ТК РФ. После восстановления на работе написать заявление на увольнение по собственному желанию, согласовать с работодателем дату увольнения и искать иную работу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *