Права иностранцев в РФ

Права иностранцев в РФ

Содержание

Права и обязанности иностранных граждан в России

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам в России гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в России состоит из ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; ФЗ РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 № 114-ФЗ; ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 20.12.1995 № 202-ФЗ и иных актов законодательства России, определяющих в соответствии с Конституцией РФ правовое положение иностранных граждан в России.

Иностранные граждане в России пользуются теми же правами и свободами несут такие же обязанности, что и граждане России, если иное не вытекает из Конституции России, и других актов российского законодательства.

Иностранные граждане в России равны пред законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Использование иностранными гражданами в России прав и свобод не должно наносить ущерб права и законным интересам граждан России и других лиц.

Находящиеся в России иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы, с уважением относиться к традициям и обычаям российского народа.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в России, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в России. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуумов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания, во-первых, о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Кроме того, в Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» и это означает, что в обоснование защиты нарушенных прав и свобод лицо может ссылаться, а судебное учреждение обязано применить нормы, зафиксированные в соответствующих международных документах и иным образом закрепленные в международном праве. Конституция РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». При этом важно заметить, что национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве. В то же время Российская Федерация вправе применить реторсию, т.е ответное ограничение в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Отдельные права предоставляются иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для российских граждан. Например:

  • 1) В соответствии с законом о недрах, иностранцы ведут разработку недр только в случаях предусмотренных законодательством России и законами субъектов Федерации;
  • 2) Разработку континентального шельфа иностранцы могут вести только в целях, установленных соответствующим соглашением с РФ;
  • 3) Архитектурную деятельность они могут осуществлять только на основе международного договора. При отсутствии международного договора такая деятельность может осуществляться только совместно с архитектором, гражданином РФ, имеющим соответствующую лицензию;
  • 4) Иностранцы имеют ограниченное право на участие в аудиторских фирмах;
  • 5) В сфере образования иностранцы могут обучаться только на основании международных договоров или договоров, заключенных учебным учреждением или органом, управляющим образованием;
  • 6) Медицинская помощь предоставляется иностранцам только на основе международного договора. Однако апатриды, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются медицинской помощью так же, как граждане РФ;
  • 7) Иностранцам может быть предоставлен определенный режим в сферах профессиональной деятельности. Например, Закон «О СМИ» предусматривает, что иностранные граждане, аккредитованные в РФ в качестве корреспондентов иностранных СМИ, пользуются профессиональным статусом журналиста, установленным Законом. РФ может вводить ограничения прав корреспондентов тех государств, где установлены ограничения прав российских журналистов. Кроме того, зарубежные корреспонденты российских СМИ пользуются профессиональным статусом журналиста независимо от их гражданства, если это не противоречит законодательству места их пребывания.

Итак, правосубъектность иностранных граждан в любой стране складывается из правового регулирований гражданской правоспособности и дееспособности иностранцев.

Все основные права и обязанности иностранных граждан связаны со следующими областями деятельности:

1. Трудовая деятельность.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России. Могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России. Временно пребывающие в России иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в России, если это совместимо с целью их пребывания в России.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с Российским законодательством назначении на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

2. Отдых.

Иностранные граждане имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ.

3. Охрана здоровья.

Иностранные граждане, находящиеся в России имеют право на охрану здоровья. Иностранные граждане, постоянно проживающие в России пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России, а временно пребывающим в России иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, установленном Министерством Здравоохранения РФ.

4. Социальное обеспечение.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на получение пособий, пенсий и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами России.

5. Имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на основаниях и в порядке установленных для граждан России, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фондов, жилищно-строительных кооперативов. Иностранные граждане должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями. Иностранные граждане могут в соответствии с российским законодательством иметь в России жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рац. Предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

6. Получение образования.

Иностранные граждане в России имеют право на получение образования наравне с гражданами России в соответствии ас порядком. Установленным законодательством РФ. Иностранные граждане, принятые в учебные заведения, имеют права и несут обязанности учащихся и студентов наравне с гражданами России. Иностранные граждане в России обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры. Другим культурным ценностям.

7. Свобода совести.

Иностранным гражданам, находящимся в России, наравне с гражданами России гарантируется свобода совести. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

8. Брачные и семейные отношения.

Иностранные граждане в России могут заключать и расторгать браки с гражданами России и другими лицами в соответствии с законодательством, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами России.

9. Неприкосновенность личности и жилища.

Иностранным гражданам в соответствии с российским законодательством гарантируются в России неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права.

10. Передвижение по территории России и выбор места жительства.

Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком установленным законодательством России. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Охраны общественного порядка, здоровья ми нравственности населении, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц.

11. Налоги и сборы

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в Росси на общих основаниях с гражданами России. если иное не предусмотрено законодательством России.

12. Защита прав иностранных граждан.

Иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

13. Отношение к избирательному праву.

Иностранные граждане р России не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

14. Отношение к воинской службе.

Иностранные граждане не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных сил РФ.

Одним и главных условий построения демократического и социально ориентированного российского государства является его открытость для мира. Граждане других стран, находясь в России, должны обладать полноценным «пакетом» прав, и закрепленный в законодательстве административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ подтверждает их наличие. Иностранцы и апатриды, как и сами россияне, равны перед российским законом, а при получении официального статуса могут пользоваться большинством социальных благ. Рассмотрим все по порядку.

Гражданство: что это

Гражданством, согласно » от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, является устойчивая правовая связь между лицом, имеющим статус гражданина, и государством его гражданской принадлежности, выраженная в совокупности взаимных прав и обязанностей. По сути, гражданство является степенью глубины взаимоотношений между страной и лицами, находящимися под ее влиянием и юрисдикцией.

Так, государство гарантирует своим гражданам соблюдение их прав и свобод, защиту и покровительство, в обмен на что граждане обязуются соблюдать Конституцию и прочие нормативные предписания, а также исполнять прочие возложенные на них обязательства. Совокупность всего этого определяет правовой статус гражданина, который отличает его от тех же иностранцев и апатридов.

Существует несколько способов приобретения такой правовой связи с государством, самые распространенные из них – рождение в России или от россиян, а также натурализация. Независимо от способа приобретения гражданства объем прав, гарантированных гражданам, всегда одинаков.

Читайте больше о том, что такое гражданство РФ.

Иностранцы: кто это

Согласно все той же ст. 3 Закона «О гражданстве РФ», иностранцем считается тот, кто не является россиянином и при этом имеет гражданскую принадлежность к другому государству. Правовое положение иностранного гражданина в РФ определяется одноименным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого для приобретения статуса иностранца мало просто не иметь российского паспорта – нужно также иметь доказательства наличия иного гражданства, например, паспорт другой страны.

Конституция РФ, в частности ст. 62, декларирует равенство иностранных и российских граждан, наделяя владельцев обоих статусов равными правами и обязанностями на территории страны. Тем не менее, права иностранцев в ряде случаев носят ограниченный характер: в трудоустройстве или участии в избирательном процессе, не исключена также депортация и так далее.

При этом важно понимать, что понятие «иностранец» объединяет в себе множество категорий физических лиц: беженцы, временно пребывающие и постоянно проживающие иностранцы, сотрудники дипломатических ведомств и др.

Апатриды: кто это

Апатриды, или лица без гражданства, согласно » № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года, представляют собой группу лиц, не являющихся россиянами и не имеющих паспорта и гражданства какой-либо другой страны. Несмотря на такое принципиальное отличие от иностранных граждан, в своем правовом положении апатриды приравнены к иностранцам. Никто не может сказать наверняка, какое количество людей без гражданства проживает в мире. По данным ООН, это около 12 млн человек. По официальным данным российских миграционных органов, апатридов около 14 тыс. человек, хотя неофициальные источники оценивают безгражданство в России десятикратно больше.

Существует несколько основных причин безгражданства: рождение от родителей апатридов при условии, что законодательство страны их пребывания это предусматривает; отказ от гражданства, если он возможен; распад страны и так далее.

Например, самую массовую группу апатридов в стране составляют граждане бывшего СССР, которые после распада Союза не приняли гражданство России по своим личным убеждениям.

Узнайте более подробно о правовом положении лиц без гражданства в РФ.

Иностранцы и апатриды в международном праве

Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.

Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла . Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.

Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).

Правовой статус неграждан в РФ

Как уже было сказано, основы правового положения иностранных граждан и апатридов в России в первую очередь заложены в Конституции (п. 3 ст. 62) и ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которым иностранцы и лица без гражданства обладают таким же объемом прав и обязанностей, что и граждане РФ, за исключением тех изъятий, которые предусмотрены для них законодательством. Следует подчеркнуть, что в основу правового статуса как иностранцев и апатридов, так граждан РФ заложены одни и те же принципы.

Так, административный статус таких лиц по законодательству исключает дискриминацию по отношению к ним, а также включает основные нормы, заложенные международно-правовыми актами. По российскому законодательству, иностранцы равны перед законом независимо от их происхождения, финансового положения, отнесения к той или иной национальности или расе, пола, языка, занятости, религиозных взглядов и прочих субъективных обстоятельств.

Конституционно-правовой статус бипатридов и апатридов и, конечно же, иностранцев предполагает для них ряд изъятий, среди которых:

  • невозможность принятия на государственную службу / государственную должность;
  • недопуск к государственной тайне;
  • отсутствие избирательных прав на государственном уровне;
  • отсутствие воинской обязанности;
  • специальные составы правонарушений и административных взысканий (например, нарушение сроков пребывания и административное выдворение соответственно);
  • проживание и деятельность на основании специальных разрешений и так далее.

Правила въезда и выезда

Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями » от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим документ, удостоверяющий их личность, а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.

Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:

  • органы государственной власти;
  • дипломатические ведомства;
  • международные и российские организации;
  • граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
  • юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.

Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.

При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять миграционную карту.

Ознакомьтесь более детально с информацией о пересечении границы РФ.

Ограничения на въезд и выезд

По основаниям, указанным в ст. 24 ФЗ № 114, въезд и выезд из РФ могут быть не разрешены, что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ. Основания для ограничения во въезде перечислены в статьях 26 и 27 закона.

Въезд в Россию может быть запрещен по следующим причинам:

  • нарушение таможенных правил (запрет на въезд до устранения нарушений);
  • сообщение недостоверных сведений в части целей своего пребывания в РФ;
  • привлечение на территории РФ к ответственности за административные проступки более двух раз за три года (запрет на въезд на три года с момента последнего правонарушения);
  • участие в международной организации, признанной нежелательной в РФ;
  • нарушение сроков пребывания в РФ (запрет на 3-10 лет с момента выезда);
  • ранее осуществлялись депортация, экстрадиция или выдворение (запрет на 5 лет с момента выезда);
  • неснятая или непогашенная судимость;
  • отсутствие медицинской страховки;
  • использование поддельных документов и др.

Читайте больше о тех, кому запрещен въезд в страну и кто занесен в черный список мигрантов.

Что касается выезда, то он также может быть ограничен для иностранцев и апатридов в случаях, предусмотренных ст. 28 закона:

  • задержание по подозрению в преступлении;
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • привлечение к административной ответственности;
  • уклонение от обязанностей, возложенных решением суда;
  • неуплата установленных законодательством налогов.

Права, свободы и обязанности иностранцев и апатридов

Как уже было сказано, статус иностранца и апатрида во многом приравнен к статусу гражданина на территории РФ.

На практике это выражается в том, что иностранец или лицо без гражданства имеет право:

  • на свободу чести, совести, тайну переписки, защиту права собственности, жилища и т.д.;
  • на пособия, пенсии и прочие социальные блага в соответствии с законодательством;
  • на невмешательство в личную и семейную жизнь;
  • заниматься предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью;
  • на обращение в суд и иные государственные органы с целью реализовать свои гражданские процессуальные права;
  • на получение бесплатной медицины и образования в РФ;
  • осуществлять трудовую деятельность (с некоторыми ограничениями в зависимости от категории иностранца);
  • на заключение и расторжение брака как с российскими, так и с иностранными гражданами;
  • быть членом общественных организаций;
  • на социальную защиту, защиту от посягательств на жизнь и здоровье и др.

Иностранцы и апатриды пользуются в России правами и несут обязанности по налогам и иным обязательствам, возложенным на граждан РФ, лишь за некоторыми исключениями.

В число основных обязанностей иностранцев входит:

  • постановка на миграционный учет по прибытии в Россию;
  • уведомление миграционных органов о смене места пребывания или проживания;
  • соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативных актов;
  • уплата налогов в соответствии с законодательством и налоговым режимом, применяемым к лицу;
  • обязательство не использовать права и обязанности в целях злоупотребления ими;
  • бережное отношение к природе, окружающей среде и природным богатствам;
  • бережное отношение к культурному и историческому наследию;
  • обязанность выехать из РФ по окончании действия визы или срока временного пребывания и так далее.

Узнайте более детально о всех правах и обязанностях гражданина РФ.

Правовой режим

Совокупность всех указанных прав и обязанностей, а также особенности конституционного регулирования положения иностранцев и апатридов вместе составляют правовой режим, который характеризует правовой статус лица в стране в целом. Именно от установленного в стране правового режима зависит объем правомочий, предоставляемых негражданам. Правовой режим обычно определяется национальным законодательством и международными договорами.

Доктринально различают:

  1. Национальный режим – предоставление негражданам такого же объема прав и обязанностей, которые гарантированы гражданам.
  2. Преференциальный режим – особый льготный режим, распространяющийся по международному договору на две договорившиеся страны и не распространяющийся на все остальные.
  3. Режим наибольшего благоприятствования – установленный международным договором режим, при котором стороны гарантируют гражданам договаривающихся стран особый благоприятный режим, которым уже пользуются граждане иной страны.
  4. Режим реторсий – те страны, в которых установлен режим реторсий по отношению к некоторым странам, в определенной степени ограничивают права и обязанности граждан этих стран на своей территории.
  5. Режим привилегий – когда иностранцы из определенной страны пользуются большим объемом прав, чем собственные граждане.

Учитывая положения ст. 62 Конституции РФ, можно смело говорить, что в России для иностранцев действует национальный режим, который, впрочем, и предусматривает некоторые ограничения.

Отдельно стоит разобраться, какой правовой режим распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства в области наследования.

Так, согласно ст. 2 ГК, Гражданский кодекс применяется и к отношениям, в которых участвуют иностранцы и апатриды, это значит, что указанные лица могут наравне с россиянами оставлять наследство, завещать его, а также наследовать имущество.

Принцип равенства отражен и в ряде международных договоров РФ, включая Минскую конвенцию 1993 года. Таким образом, в области наследования для неграждан действует также национальный правовой режим.

Участие неграждан в гражданских правоотношениях

Далее попробуем выяснить, может ли апатрид быть участником гражданских правоотношений. Таким правоотношением являются любые отношения между субъектами гражданского права, если они регулируются Гражданским кодексом. Как правило, они касаются имущества и нематериальных благ, а также возникновения по отношению к ним прав и обязанностей у субъектов. Чтобы было понятнее: гражданские правоотношения – это отношения, касающиеся приобретения и прекращения прав на вещи и объекты интеллектуальной собственности, исполнения определенных видов услуг и т.д.

Так, все та же ст. 2 (абз. 4 п. 1) ГК позволяет применять к отношениям, возникающим с иностранцами или апатридами, гражданское законодательство. А это значит, что указанным лицам разрешено участвовать в гражданских правоотношениях.

Правосубъектность неграждан

Правосубъектность иностранцев и апатридов представляет собой общую категорию, сочетающую в себе их дееспособность и правоспособность. Правоспособностью, согласно ст. 17 ГК, является способность лица автоматически приобретать права и обязанности, а дееспособностью, согласно ст. 21 ГК, является способность приобретать права и обязанности посредством своих действий. С учетом этого объем правосубъектности неграждан определяется правовым режимом, а так как в РФ действует национальный режим, иностранцы обладают такой же правосубъектностью, что и граждане РФ, за некоторыми изъятиями.

Эти изъятия, в частности, могут касаться гражданской правосубъектности. Например, запрет на владение отдельными видами имущества, в частности, земельными участками в приграничных территориях, долями в стратегически важных предприятиях и др. Обратим внимание, что гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется по праву страны их гражданской принадлежности и постоянного проживания, но если негражданин постоянно проживает в России, то его дееспособность определяется ГК РФ.

Ограничения предусмотрены и для трудовой правосубъектности. Так, иностранцы не могут быть капитанами, старшими помощниками и старшими механиками российских морских судов, не могут работать на предприятиях, связанных с обороноспособностью страны, не могут быть судьями, выступать учредителями российских СМИ.

Касается это и административной правосубъектности. Так, после прибытия в Россию у неграждан возникает полная административная правоспособность, но при этом их дееспособность несколько уже, чем у граждан. Касается это занятия административных должностей в органах власти, осуществления деятельности, связанной с принадлежностью к гражданству, доступу к гостайне и т.д.

Ответственность неграждан за правонарушения

Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что деятельность, поведение, а следовательно, и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ контролируется на тех же основаниях, что и деятельность российских граждан. При совершении уголовного или административного проступка они привлекаются к ответственности на общих основаниях и по одним нормативным актам.

Вместе с этим для отдельных категорий неграждан на время их пребывания в России могут быть предусмотрены некоторые особенности правового статуса. Например, для сотрудников дипломатических ведомств и членов их семей предусмотрен иммунитет – юрисдикция РФ на них не распространяется. Кроме дипломатов, при исполнении служебных обязанностей не подчиняются российской юрисдикции капитаны самолетов и кораблей, а также военнослужащие других стран.

Помимо вышеуказанных исключений, иностранцы, совершившие правонарушение в РФ, могут понести специальную форму ответственности, например, административное выдворение, которое может быть применено, например, за работу в РФ без разрешения и только в отношении неграждан. Еще одна специальная форма – депортация, которая применяется при нарушении режима пребывания, осуществлении противоправной деятельности, принятии решения о нежелательности пребывания гражданина и т.д.

Категории неграждан

В зависимости от статуса и сроков нахождения в РФ, законодательство различает следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

  • временно пребывающие;
  • временно проживающие;
  • постоянно проживающие.

Каждая из них имеет свои особенности правового статуса, поэтому их целесообразно рассмотреть подробнее.

Временно пребывающие

В общих случаях максимальный срок временного пребывания, согласно ст. 5 ФЗ № 115, определяется сроком действия визы. Если негражданин прибыл в РФ по безвизовой схеме, то срок его пребывания составляет не более 90 дней в течение полугода, за некоторыми исключениями. Например, если он осуществляет трудовую деятельность, срок его временного пребывания будет равен сроку действия разрешения на работу. По окончании срока действия визы, трудового патента или разрешенного безвизового пребывания негражданин обязан либо выехать из России, либо продлить срок своего временного пребывания, либо оформить РВП.

Временно проживающие

Таковыми, согласно ст. 6 закона, считаются все, кто смог оформить разрешение на временное проживание. Данное свидетельство позволяет всем его иностранным владельцам проживать в РФ на протяжении трехлетнего срока и оформить вид на жительство.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам в пределах установленной Правительством РФ квоты: на 2019 год она составляет чуть более 90 тыс. разрешений. Законом также установлены категории лиц, которые могут претендовать на РВП вне квоты, в том числе нетрудоспособные родители совершеннолетних россиян, инвесторы, супруги россиян и проч. РВП оформляется миграционными органами по месту проживания заявителя по правилам, установленным от 1 ноября 2002 года № 789.

Те, кто оформил РВП, ежегодно обязаны уведомлять миграционные органы о своем проживании в РФ. При наличии РВП они могут свободно выезжать за пределы РФ, трудоустраиваться без разрешения (в пределах региона проживания) и пользоваться основным набором социальных благ.

Узнайте больше о том, что такое РВП и для чего нужно.

Постоянно проживающие

Право неграждан постоянно проживать в стране удостоверяется видом на жительство. Обладатели ВНЖ свободно могут въезжать и выезжать из России. Согласно ст. 8 ФЗ № 115, документ выдается иностранцам, которые прожили в РФ на протяжении минимум одного года с РВП или в льготном порядке (например, для переселяющихся соотечественников). ВНЖ выдается сроком на 5 лет с возможностью его продления неограниченное количество раз.

Как и при наличии РВП, владелец ВНЖ обязан ежегодно подтверждать свое проживание в России, но вместе с этим он волен самостоятельно менять место своего проживания, участвовать в муниципальных и региональных выборах, без территориальных ограничений устраиваться на работу, оформлять приглашения для приезда родственников и друзей, пользоваться всеми социальными гарантиями, что и граждане. Кроме того, вид на жительство позволяет по прошествии 5 лет претендовать на оформление гражданства РФ.

Ознакомьтесь более детально с тем, что собой представляет вид на жительство в России .

Передвижение по территории РФ

Иностранные граждане, находящиеся на территории России на законных основаниях и имеющие соответствующие документы, в личных или деловых целях наделены, согласно ст. 11 ФЗ № 115, свободой передвижения. То есть они вольны передвигаться по территории России всеми доступными видами транспорта в любое необходимое им место. Следует понимать, что к личным целям относится туристическая поездка, путешествие по России или поездка к родственникам/знакомым. К деловым, в свою очередь, стоит относить передвижения, связанные с профессиональной или хозяйственной деятельностью, посещение конференций и семинаров.

Но есть и исключения. Так, иностранцы и лица без гражданства на территории РФ не обладают возможностью посещать ряд режимных объектов и территорий без специального разрешения. от 11 октября 2002 года № 754 определен перечень таких территорий, в него входят военные городки, пограничная зона, зоны экологического бедствия, объекты Вооруженных сил и т.д.

Кроме того, отдельный акцент законодатель сделал на запрет на смену места жительства для обладателей РВП. Так, они не могут без разрешения менять свое место жительства даже в пределах региона проживания. Запрет, однако, на передвижения не распространяется.

Правовое положение беженцев и переселенцев

Еще одной категорией неграждан являются беженцы. Данный гуманитарный статус предоставляется им в соответствии с , согласно которому претендовать на этот статус могут иностранцы и апатриды, если есть обоснованные опасения полагать, что на территории страны их гражданской принадлежности или проживания они могут стать жертвой преследований по расовым, этническим, религиозным, национальным, социальным и иным мотивам.

Оформив данный статус в России и получив соответствующее свидетельство беженца, его обладатель имеет право:

  • на получение социальной, медицинской, правовой и иной помощи;
  • на размещение в центре временного пребывания с питанием и бытовыми услугами;
  • на финансовую и натуральную помощь, предусмотренную законодательством;
  • на осуществление хозяйственной и трудовой деятельности без специального разрешения;
  • на беспрепятственный выезд из России и др.

Данный гуманитарный статус следует отличать от статуса вынужденного переселенца. Так, последние, в отличие от беженцев, как правило, граждане РФ, переселяющиеся внутри страны или приехавшие в Россию из-за преследований за рубежом.

Читайте больше о том, чем отличается правовой статус беженцев от статуса вынужденных переселенцев.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В отличие от статуса беженца, политическое убежище предоставляется исключительно президентом и лишь в случае преследования за политические убеждения и общественную деятельность, если таковое направлено непосредственно против просителя убежища. Порядок предоставления политического убежища предусмотрен от 21 июля 1997 года № 746, согласно которому, если такой проситель преследуется в своей стране за действия, признаваемые Россией как преступление (также имеются иные основания для отказа), политическое убежище ему не предоставляется.

Рекомендуем изучить детальнее, кто и как может получить политическое убежище в России.

В связи с этим вопрос убежища тесно связан с вопросом экстрадиции – выдачи преступника государству, которым он преследуется за уголовные преступления. Конституция запрещает выдавать лиц, преследуемых по этническим, политическим и иным подобным мотивам. Совершенно другое дело – обвинение в преступлении. Россия ведет активное международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, без проблем выдавая преступников союзным странам, даже если те попросили политического убежища.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в России действует национальный режим национального пребывания иностранцев и апатридов. Это значит, что неграждане пользуются всеми теми же правами и обязанностями, за некоторыми исключениями. Так, иностранцы в полной мере могут претендовать на медицинскую и социальную помощь, судебную защиту, осуществление трудовой и хозяйственной деятельности, свободу передвижения и выезда за пределы РФ и иные гарантированные Конституцией РФ права. Однако в зависимости от категории, к которой они относятся, для них могут быть предусмотрены некоторые ограничения.

Можно ли ездить на территории России с иностранными правами?

Да! Согласно ст. 25 Закона «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД) иностранцы при отсутствии российских водительских прав (ВП) могут использовать для передвижения по России национальные водительские удостоверения (НВУ), выданные на территории другого государства.

Чтобы не возникло проблем с использованием НВУ, полученного за границей, вы должны быть уверены, что этот документ отвечает требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 г.

Согласно Приложению 6 Венского соглашения НВУ должно изготавливаться в виде пластиковой или бумажной карточки и содержать такие сведения:

  • Название документа на национальном языке страны выдачи.
  • Имя и фамилию владельца.
  • Дату рождения. Место рождения может указываться исходя из местной специфики страны, где выписывался документ.
  • Дату выдачи и окончания действия. В некоторых государствах день окончания действия НВУ указывается не всегда. Такое удостоверение в России не принимается.
  • Номер НВУ.
  • Фото и подпись владельца.
  • Категории транспортных средств, право вождения которых предоставлено предъявителю удостоверения. Желательно, чтобы была также проставлена дата окончания действия прав на ту или иную категорию.

Статья в тему: Как выглядит новое российское водительское удостоверение в самой последней редакции + правда о пластиковых правах

Если у вас НВУ старого образца, то оно также подойдёт для передвижения территорией России. Но для того, чтобы у представителей Госавтоинспекции не возникало вопросов, нужно, чтобы удостоверение, выданное в другой стране, сопровождалось переводом или международными правами.

Гражданам России также прямо не запрещается управлять транспортными средствами на территории родной страны с иностранными ВП, хотя здесь могут быть нюансы. О них более подробно поговорим далее.

Запрет на вождение в России по иностранным правам при трудовой и предпринимательской деятельности

О введении запрета на использование иностранных ВП для работы говорилось давно.

Закон № 92-ФЗ, которым собственно и ввели ограничение на вождение с НВУ других государств, был принят ещё в 2013 году и ещё тогда содержал норму о необходимости замены ВП на российские. Но вступление этой нормы в силу длительное время оттягивалось по разным причинам. Введена оно была в действие, как мы знаем, в июне 2017.

До 1 июня 2017 года вождение транспортных средств (ТС) с иностранными ВП, соответствующими Венской конвенции, допускалось при любых обстоятельствах. С введением в силу абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92-ФЗ, дополнившую ст. 25 ЗоБДД пунктом 13, всё стало несколько сложнее.

Важно! С июня 2017 г. управление ТС по иностранным ВП не допускается, если вождение авто связано с предпринимательской или трудовой деятельностью (п. 13 ст. 25 ЗоБДД). Водителям автобусов, курьерам, таксистам, дальнобойщикам и другим гражданам, работающим с перевозками, необходимо произвести замену иностранного НВУ на российское, если этого не было сделано ранее.

Статья в тему: Основные положения закона о замене водительских прав иностранным гражданам

Внимание! Водителям, участвующим в международных перевозках или пересекающих Россию транзитом, ВП обменивать ненужно.

Статья в тему: Закон об иностранных водительских удостоверениях – с какими правами ездить на территории России

Почему ввели запрет на вождение авто без российского удостоверения?

Необходимость изменений вызвана большим количеством автокатастроф, возникающих по вине мигрантов. Так, в Научном центре безопасности дорожного движения МВД утверждают, что около 30% аварий совершают иностранцы.

Мигранты, по словам специалистов, чувствуют себя безнаказанными на дорогах России, особенно это касается таксистов на иностранных номерах. К тому же, проверить законность получения ими водительских удостоверений невозможно.

Ввиду этого, иностранцев, желающих работать в сфере извоза, решили обязать проходить дополнительную проверку на знание ПДД и умение управлять ТС.

Убедились в правильности своих действий депутаты сразу же после подписания Закона № 92 от 07.05.2013. В июле 2013 года в Подмосковье случилась крупная авария, виновником которой стал нелегал из Армении Грачья Арутюнян. Из-за несоблюдения им ПДД погибли 18 человек.

Конечно, хочется верить, запрет на использование иностранных ВП действительно улучшит ситуацию с аварийностью. Но нельзя забывать и о других целях принятия такого решения:

  • Пополнение бюджета. Не секрет, что получение ВП – мероприятие платное. Кроме того, запрет на иностранные ВП прописан в КоАП РФ. Это означает, что штрафов станет выписываться больше.
  • Уменьшение количества мигрантов. Получение новых ВП пугает многих приезжих. Кроме того, отсутствие российского НВУ – повод для их легального увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Так, 1 июня в «Мосгортрансе» было уволено около трёхсот водителей из-за неимения документов. Кстати, вот вам ещё один повод пополнения казны. На место мигрантов нужно брать обычных россиян, зарплаты которых почти вдвое выше, чем у приезжих. А это, в свою очередь, приводит к увеличению налоговой базы.
  • Перевод таксистов на индивидуальное предпринимательство. Таксопарки стали предъявлять более строгие требования к кандидатам в работники. Планируется, что многие водители теперь будут работать сами на себя.

Статья в тему: Разрешена ли в России работа в сфере перевозок по иностранному водительскому удостоверению?

Для граждан каких стран запрет на управление ТС с иностранными ВП не установлен?

Введение запрета на использование иностранных ВП, хотя и было ожидаемым, вызвало у многих беспокойство. Дабы излишне не накалять обстановку, власти России вынуждены были пойти на определённые уступки, разрешив дружественным народам не производить замену родных НВУ.

Внимание! В июле 2017 года в ст. 25 ЗоБДД внесли поправки, позволяющие гражданам государств, где русский язык считается официальным, управлять и дальше ТС с нероссийскими ВП. Заниматься предпринимательской и трудовой деятельностью, связанной с извозом, этим водителям также можно.

Обмен ВП не является обязательным однозначно для граждан Киргизии. Что же касается русскоязычных стран, то о них в ЗоБДД сказано несколько расплывчато, но из формулировки абзаца 2 пункта 13 статьи 25 можно сделать вывод, что замена НВУ необязательна также для представителей следующих государств:

  • Россия.
  • Беларусь (право белорусов оставить свои ВП подтверждается также Постановлением Совмина № 29 от 16.06.2017).
  • Казахстан.

Также русский язык используется в частично признанных государствах – Абхазии, Южной Осетии, ЛНР, ДНР и Приднестровье. Проблема в том, что Россия последние три государственных образования не признала пока вовсе.

Кстати, в некоммерческом партнёрстве «Гильдия автошкол» и в самом ГИДББ негативно относятся к таким поблажкам. Если в Беларуси автошколы дают действительно неплохие знания и борются с нелегальной продажей водительских удостоверений, то в Киргизии и Казахстане есть определённые проблемы. Там часто покупаются права, да и образование в автошколах желает лучшего.

Как показали результаты первых экзаменов в РФ, более половины тестируемых с первого раза испытание не прошли, что свидетельствует о достаточно низком знании ими ПДД, а это для профессиональных водителей недопустимо.

Разрешат ли гражданам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не обменивать удостоверения?

Вопрос о возможности освобождения граждан ЕАЭС от необходимости замены своих НВУ на российские рассматривался ещё в 2015 году. На тот момент депутаты к согласию так и не пришли.

Сейчас Госдума снова хочет допустить выходцев из стран ЕАЭС к управлению ТС по родным ВП. Есть и соответствующий проект закона о внесении изменений в ст. 25 ЗоБДД.

В тексте проекта предлагается заменить в абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД слова «граждан Киргизской Республики» на «граждан государств-членов Евразийского экономического союза».

Сейчас проект находится на стадии формирования окончательного варианта текста документа.

Напомню, в ЕАЭС на начало 2018 года входят, кроме России:

  • Армения.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Киргизия.

В перспективе планируется расширение сообщества.

Наказание за несоблюдение правил запрета

На протяжении четырёх лет, пока Закон № 92 мариновался в Госдуме, российские власти рассчитывали, что собственники автопарков позаботятся о своих подопечных и займутся оформлением российских НВУ. Этого, как и следовало ожидать, не произошло.

Зато появилось наказание работодателей за допуск иностранцев к работе с ВП, полученными в другой стране. Регламентирует привлечение руководства автопарков к ответственности ст. 12.32.1 КоАП РФ.

Допуск граждан к работе по иностранным ВП грозит денежным взысканием в 50 тыс. руб. К ответственности виновных привлекают должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ).

Самого работника за управление ТС с иностранным НВУ во время исполнения трудовой функции также штрафуют на 5-15 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Нужно ли гражданам РФ менять иностранные ВП на российские?

Неоднозначная ситуация сложилась с гражданами России, проживающими постоянно на территории РФ.

С одной стороны, они могут при отсутствии российского НВУ использовать иностранное на основании ст. 25 ЗоБДД. Прямого запрета на вождение без российского ВП для граждан РФ также ни в одном нормативном акте не установлено.

С другой стороны, в п. 6 ст. 41 Венской конвенции сказано, что государства вправе не допустить своих резидентов к использованию ВП, полученных заграницей.

Судебная практика по этому вопросу противоречивая. Чаще всего, конечно, россиян к ответственности за езду с иностранными ВП не привлекают. А бывает, наоборот.

Например, в одном из судов Санкт-Петербурга в 2016 году подтвердили необходимость наложения штрафа на гражданина РФ, управлявшего ТС с немецким НВУ, за отсутствие у него водительских прав, выданных в России.

Обоснование – гражданин РФ не является лицом временно или постоянно пребывающим в России, а п. 12 ст. 25 ЗоБДД позволяет водить ТС с иностранным НВУ только этим субъектам. Гражданин же должен иметь ВП, выданные в родной стране.

Хотя у нас в государстве и не прецедентное право, этот случай не единичный. Советую вам при переезде в Россию на длительное время всё же озаботиться получением здешних ВП.

Ограничение срока действия удостоверения до шести месяцев

Сейчас на рассмотрении находится законопроект об ограничении срока действия нероссийских ВП до полугода с момента оформления вида на жительство, получения гражданства или возвращения граждан РФ на родину для постоянного проживания.

Необходимость такого нововведения вызвана тем, что НВУ других государств часто выдаются на срок, намного превышающий время действия российских ВП.

Получается, любой желающий может поехать в другую страну и получить там документ на вождение не на 10 лет, как у нас, а на 30 или 50, а затем вернуться с ним в Россию и ездить с этим удостоверением до старости. Согласитесь, это нечестно. Законопроект как раз и направлен на недопущение такой ситуации.

Если указанный проект вступит в силу, то получается, что гостям России с Евразийского экономического союза позволят работать с иностранными ВП только 6 месяцев, далее им нужно будет обменять удостоверение на российское.

Другие гости страны, которые переберутся в РФ на длительное время, также должны будут произвести замену ВП в течение полугода независимо от того, где они планируют работать.

Подведём итоги

  • В Российской Федерации запрещено ездить с нероссийским НВУ, которое не соответствует Венской конвенции 1968 г.
  • С 2017 года введён запрет на использование иностранных ВП мигрантами, которые работают с перевозками.
  • Запрет на использование иностранного ВП не действует в отношении работников сферы перевозок, если они являются гражданами Беларуси или Киргизии. Остальным мигрантам необходимо иметь российские НВУ, иначе их будут штрафовать.
  • Планируется разрешить управлять ТС по работе гражданам стран ЕАЭС.
  • Срок действия иностранного НВУ неограничен, но планируется его сокращение до 6-ти месяцев, после истечения которых приезжих, не заменивших ВП на российские, будут штрафовать.

На сегодня это всё, что я хотел вам рассказать. Если вы обладаете какой-либо информацией по обсуждаемой теме, обязательно оставляйте свои комментарии.

Также буду рад, если вы поделитесь статьёй с друзьями в социальных сетях, особенно, с иностранными друзьями. Возможно, как только они узнают, что в России пока что запрета на иностранные ВП нет, они сразу к вам приедут в гости.

Всем удачи на дорогах! До новых встреч на страницах блога!

Изображения для статьи взяты отсюда: https://www.drive2.ru/r/acura/163

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *