Оплата за отопление

Оплата за отопление

Проблематика

На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственника помещения в МКД входят:

  • плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ);

  • взнос на капитальный ремонт;

  • плата за коммунальные услуги.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в доме. Об этом сказано в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Если счетчики отсутствуют, расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в установленном Правительством РФ порядке.

Законодательство о теплоснабжении также признает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии. В части 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам счетчиков, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

На основании абз. 2 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг в случае отсутствия в доме ОПУ тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по соответствующим формулам исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги.

В МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не во всех жилых или нежилых помещениях установлены ИПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется с учетом показаний ОПУ тепловой энергии (абз. 3. Данный абзац применяется с учетом Постановления КС РФ от 10.07.2018 № 30-П, о котором мы писали в прошлом номере (см. статью Я. Г. Дубовой «Про экономию теплоэнергии»)).

Если при наличии в доме ОПУ тепловой энергии все жилые и нежилые помещения оборудованы соответствующими ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по другим формулам исходя из показаний ИПУ и ОПУ тепловой энергии (абз. 4).

И в абз. 3, и в абз. 4 норма начинается так: «В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии…» (используется единственное число). При этом Правила предоставления коммунальных услуг не содержат каких-либо особых положений, которые разъясняли бы, как определить размер платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в одном МКД нескольких ОПУ тепловой энергии.

В частности, осуществляя нормативно-правовое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, Правительство РФ в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг дало определения понятий, которые используются в данном нормативном правовом акте, в том числе понятия «коллективный (общедомовый) прибор учета».

Это определение можно уточнить. Под коллективным (общедомовым) прибором учета (ОПУ) понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в МКД, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) дома.

Верховный суд в Решении от 29.06.2018 № АКПИ18-419 указал, что озвученное понятие включает общепринятое понятие, установленное к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, и соответствует действующему законодательству. Прибор учета является средством измерения используемых энергетических ресурсов, и понятие «коллективный (общедомовый) прибор учета» не устанавливает правовое регулирование оплаты поставляемой тепловой энергии путем суммирования показаний общедомовых приборов учета.

В связи с этим возникает вопрос: что делать, если в доме установлено несколько ОПУ тепловой энергии? Арбитражная практика дает ответы, зависящие от конкретных обстоятельств дела (точнее, от конструктивных особенностей конкретного дома).

Дело № А82-7593/2017

В этом деле речь идет об экспериментальном доме, который согласно проекту состоит из двух частей (десятиэтажной и четырехэтажной). Проектом дома предусмотрены и введены в эксплуатацию два тепловых пункта с автономными закольцованными системами отопления. Потребленная тепловая энергия при нагреве учитывается в каждом тепловом пункте отдельным счетчиком. Два коллективных (общедомовых) прибора учета тепловой энергии учитывают потребление двух независимых систем теплопотребления, которые самостоятельно подключаются (отключаются) к системе (от системы) теплоснабжения, имеют разную тепловую нагрузку, различные температурные режимы и режимы потребления энергоресурса. Единый коллективный (общедомовый) прибор учета тепловой энергии в доме не установлен.

Таким образом, МКД в силу специфики конфигурации имеет два тепловых пункта (ИТП) и два обособленных прибора учета тепловой энергии. Управляющая компания осуществляла расчеты с РСО и жителями дома на основании показаний различных общедомовых приборов учета (применительно к различным частям дома), а не суммарно – по дому в целом.

Вместе с тем, как указали судьи, обозначенный МКД (десятиэтажная и четырехэтажная части дома) представляет собой единый объект капитального строительства. При раздельном расчете размера платы нужно использовать данные об объеме коммунального ресурса, потребленного секцией дома, что не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. Наличие у дома каких-либо конструктивных особенностей не изменяет установленный указанными правилами порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

В итоге требование ГЖН о начислении платы за коммунальную услугу по отоплению суммарно показаниям всех общедомовых приборов учета тепловой энергии без разделения признано законным и исполнимым (Постановление АС ВВО от 13.06.2018 № Ф01-2260/2018).

Дело № А46-12324/2017

Похожая ситуация рассмотрена и в этом деле, но результат совсем другой.

Спорный многоквартирный дом вводился в эксплуатацию двумя очередями (в 2004 и 2006 годах соответственно), выполненными в разной этажности, из различных материалов. Исходя из этого, дом оснащен двумя допущенными в разное время узлами учета тепловой энергии, системы отопления дома являются независимыми (каждая из них имеет свой ОПУ) и представляют собой разные объекты теплоснабжения.

Общество считало, что МКД является единым домом и показания двух узлов приборов учета должны суммироваться в расчетах как единая величина. ГЖИ решила иначе: плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться исходя из раздельных объемов потребленной тепловой энергии, определенных по показаниям каждого из ОПУ тепловой энергии, имеющихся в указанном доме по первой и второй очередям.

Судьи и здесь поддержали ГЖИ. При оборудовании дома ОПУ тепловой энергии размер платы за отопление в помещении определяется исходя из показаний счетчика (при наличии нескольких приборов учета – исходя из суммарных данных этих счетчиков). Однако такая методика возможна лишь для единого многоквартирного жилого дома. В рассматриваемой ситуации представлены допустимые и относимые доказательства того, что первая и вторая очереди МКД представляют собой разные объекты гражданских правоотношений. Из заключения строительно-технической экспертизы следует, что:

  • объекты капитального строительства первой и второй очередей, входящие в состав спорного МКД, являются отдельно стоящими многоквартирными жилыми домами, не имеют признаков встроенно-пристроенных зданий, входящих в состав единого жилого комплекса дома с общим адресом;

  • каждый из объектов оборудован индивидуальными инженерными системами – тепловым узлом управления, водомерной рамкой подачи холодной воды, узлами подачи горячей воды с индивидуальными схемами разводки коммуникаций, вводами магистральных трубопроводов, температурными графиками и режимами регулировки оборудования, что свидетельствует об автономности системы теплоснабжения.

Итак, первая и вторая очереди дома являются самостоятельными объектами теплоснабжения, поэтому размер платы за тепловую энергию, потребляемую собственниками помещений в этих объектах, должен был быть рассчитан исходя из объема коммунального ресурса, потребляемого каждым из названных объектов (см. Постановление АС ЗСО от 14.05.2018 № Ф04-998/2018).

* * *

Действующее законодательство не содержит норм, прямо разъясняющих, каким образом определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии в доме нескольких ОПУ тепловой энергии. Судебная практика дает такие ответы. Если МКД представляет собой единый объект капитального строительства, плата должна рассчитываться суммарно по дому, а не на основании показаний различных коллективных (общедомовых) приборов учета (применительно к разным частям дома) даже несмотря на то, что два ОПУ тепловой энергии учитывают потребление различных независимых систем теплопотребления. Если же дом представляет собой разные объекты гражданских правоотношений, в каждом из которых система теплоснабжения функционирует автономно, ГЖИ может настоять на необходимости проведения расчета платы исходя из показаний ОПУ тепловой энергии каждой инженерной системы отдельно.

Зачем нужен счетчик тепла?

Безусловно, поставить счетчик потребления тепла выгодно, поскольку ежемесячная сумма за отопления будет рассчитываться по действующим тарифам и исходя из показаний, снятых с индивидуального прибора учета. Таким образом, потребитель, который установил счетчик учета тепловой энергии, оплачивает только полученные услуги без приписок коммунальных предприятий, поставляющих тепло (прочитайте также: «Как рассчитать тепловую энергию»). Кроме этого, у хозяев появляется возможность регулировать температуру обогрева комнат или подсобных помещений в ручном режиме или автоматически (при условии монтажа электронной системы контроля).

Потребителям следует знать, что прибор учета тепла его не экономит, он позволяет платить за фактически потребляемую энергию, а не по примерным расчетам, полученным в результате теоретической разработки государственных нормативов. Индивидуальные счетчики тепла, такие как на фото, позволяют экономить значительную денежную сумму на оплату услуг теплоснабжения, она может составлять до 60%.

Квартирные приборы учета тепла

Квартирный индивидуальный счетчик тепла – это прибор, имеющий небольшие диаметры каналов (не больше 20 миллиметров) и диапазон измерения количества теплоносителя около 0,6-2,5 м³/ч. Расход тепловой энергии определяют путем электромагнитного, вихревого или турбинного измерения. Исходя из названия понятно, что этот вид счетчиков тепла устанавливается в квартирах и частных домовладениях (подробнее: «Установка счетчиков на отопление в квартире: виды приборов»).
В качестве теплоносителя обычно используется вода, нагреваемая до нужной температуры.

Состоит квартирный прибор учета тепловой энергии из двух взаимодополняющих устройств:

  • тепловычислителя;
  • счетчика потребления горячей воды.

Принцип работы счетчика тепла индивидуального вида заключается в следующем: на водосчетчик устанавливают тепловычислитель и отводят 2 провода, которые снабжены датчиками температуры. Один провод подключают к подающему трубопроводу, а другой тоже к трубопроводу, но выходящему из комнаты. При помощи прибора учета горячей воды фиксируется объем теплоносителя, израсходованного на отопление. При помощи специальной методики расчета, теплосчетчик вычисляет количество потребленного тепла.

Установка счетчиков тепловой энергии

По мнению специалистов, лучшим решением вопроса, где лучше поставить прибор учета, является установка общедомового теплосчетчика. Тогда всем потребителям, проживающим в доме, не нужно будет платить за тепловую энергию, которая в действительности в здание не подавалась. Но стоимость общедомового счетчика на отопление немаленькая. Правда, если ее поделить на количество квартир, то она будет вполне доступной.
Чтобы установить общедомовой счетчик тепловой энергии, потребуется, прежде всего, провести общее собрание жильцов, оформить документально принятое решение (составить и подписать протокол) и подать заявление в управляющую компанию с просьбой относительно подключения агрегата. После того, как счетчик тепла установят, потребуется человек из числа потребителей, отвечающий за своевременное снятие показаний с прибора и выписку квитанций для каждой квартиры.

Если не все жильцы дома или подъезда согласны на установку теплосчетчика, то владельцу квартиры следует подумать над тем, как значительно уменьшить финансовые затраты на индивидуальное отопление собственного жилья.

Установка индивидуального теплового счетчика

До того, как установить счетчик отопления в отдельной квартире многоэтажного дома потребуется выполнить ряд мероприятий и действий, иначе подключение прибора не будет целесообразным и законным.
Шаг первый. Необходимо устранить имеющиеся источники теплопотерь, среди которых щели в окнах, недостаточно утепленные входные двери, промерзающие углы. Только после этого монтаж счетчика тепла обернется существенной экономией денежных средств.
Шаг второй. Управляющая компания (ЖЭК, ТСЖ) должны предоставить владельцу квартиры технические условия (ТУ) — в них приписываются требования, которые нужно выполнить, чтобы подключить квартирный теплосчетчик. Обычно текст условий занимает лист формата A4. В нем непременно указывается информация о температуре и давлении теплоносителя, поступающего в трубопровод конкретного дома.
Шаг третий. Зная эти параметры, можно приступать к покупке счетчика тепла обязательно в компании, работающей легально. Приобретая прибор, необходимо потребовать товарный и кассовый чек, сертификат, подтверждающий качество, правила и инструкцию по эксплуатации.

Шаг четвертый. В проектной организации на основе предоставленных управляющей компанией технических условий следует заказать проектное решение на установку теплосчетчика в квартире. У компании, занимающейся проектированием, должна быть лицензия на данный вид работ.
Шаг пятый. Выполняется установка измерительного теплового устройства силами сотрудников лицензированной организации, специализирующейся на данном виде услуг.
Выбирая компанию, желательно обратить внимание на ряд нюансов:

  • на наличие информации об организации в ЕГРЮЛ;
  • на наличие пакета необходимой документации, в том числе свидетельств, сертификатов, допусков СРО;
  • на наличие квалифицированных специалистов;
  • на наличие специального оборудования;
  • на выполнение полного перечня работ по монтажу;
  • на наличие бесплатного выезда специалиста на квартиру клиента с целью осмотра коммуникаций;
  • на наличие гарантийных обязательств на проводимые работы.

Шаг шестой. Когда установка теплосчетчика завершена, представитель управляющей компании (ЖЭКа, ТСЖ) должен его опломбировать и подписать акт приема прибора.
Чтобы облегчить себе жизнь, все вышеперечисленные работы владелец квартиры вправе заказать в одном месте – в фирме, которая занимается данным видом услуг на профессиональном уровне, правда, за это придется уплатить немалую сумму. Если есть желание и свободное время, документы на установку можно подготовить самостоятельно.

Ограничения на установку теплосчетчика в квартире

Многих потребителей интересует, ставят ли счетчики на отопление индивидуально в каждой квартире? Дело в том, что в большинстве отечественных многоквартирных домов при создании системы отопления используется вертикальная стояковая разводка, которая препятствует монтажу одного квартирного счетчика.
В такой ситуации есть только одно решение – поставить счетчики на батареи отопления, но подобное решение реализовать сложно по следующим причинам:

  • установка нескольких теплоприборов в одной квартире обойдется ее владельцам в кругленькую сумму, поскольку каждый счетчик на батарею отопления стоит немалых денег;
  • снятие показаний с каждого прибора затрудняется тем, что сотрудники коммунальных служб не в состоянии ежемесячно производить обход всех комнат по квартирам дома, чтобы записать данные. При выполнении этой работы самостоятельно, можно запутаться в цифрах и допустить ошибки в расчетах;
  • наличие проблем с обслуживанием – несколько приборов гораздо труднее контролировать и проверять правильность их функционирования;
  • счетчик на радиатор отопления имеет плохую точность, поскольку перепад у него на входе и выходе настолько небольшой, что прибор часто не в состоянии его зафиксировать.

Выходом из сложившейся ситуации может стать монтаж специальных распределителей, измеряющих расход жидкого теплоносителя, исходя из разницы температур, которые имеет поверхность радиатора и воздуха в комнате. Стоимость одного такого устройства вполне доступна для потребителя.
В зданиях, возведенных после 2000 года, применяется горизонтальная разводка отопительной системы, поэтому в таких квартирах достаточно смонтировать один счетчик потребления тепловой энергии, и не требуются распределители.
В результате вышеописанных мероприятий можно существенно сократить ежемесячные платежи за услуги, предоставляемые коммунальными предприятиями, благодаря установке теплосчетчиков.

Оплата отопления – это львиная доля расходов россиянина, которая пробивает ощутимую брешь в бюджете. Несмотря на многочисленные законы и нововведения, проблема оплаты коммунальных услуг по-прежнему остается актуальной.

Из документа, опубликованного на официальном портале проектов правовых актов, стало известно, что предложено изменить правила оплаты отопления в многоквартирных домах.

В Минстрое указывают на необходимость того, чтобы размер оплаты за отопление должен определяться сначала по показаниям индивидуальных квартирных счетчиков, а только после этого — по общедомовому прибору учета. Если последнего в доме нет, расчет, как предлагают поправки в закон, будет вестись по нормативам.

На сегодняшний день многие россияне возмущаются, что несмотря на то, что у них имеется индивидуальный счетчик на отопление, показания с него не принимаются. Так происходит из-за того, что в многоквартирном доме очень редко удается добиться того, чтобы в каждой квартире был исправный счетчик на отопление.

Как рассчитывают стоимость отопления?

До 10 июля нынешнего года проблема была в том, что в правилах расчета предусматривалось 3 формулы. Выбор формулы обусловлен несколькими моментами: есть ли в жилом помещении счетчики отопления, какая использовалась система оплаты – только в холодное время года либо платежи разбивали на все 12 месяцев.

Когда многоэтажный дом имеет коллективный тепловой счетчик, но при этом в жилых помещениях имеются индивидуальные устройства учета тепловой энергии, то стоимость тепла для каждого владельца квартиры рассчитывалась по определенной формуле.

В частности, как произведение объема всей тепловой энергии, поставляемой в дом (по общему счетчику) на долю определенного жилья, которое оно занимает в общей площади всего жилого объекта.

Полученную цифру умножали на действующую тарифную ставку, соответствующую ставке региона. И этот расчет применялся, если за отопление платят в период отопительного сезона, а не круглый год.

Если владельцы собственности платили за тепло круглый год, то для расчета стоимости умножают среднемесячный объем расходованного тепла на общую площадь квартиры и на норматив.

Когда же у собственника стоит в квартире индивидуальный тепловой счетчик, то суммарный объем тепла, потребленный по показаниям счетчика, и тепла, которое поглощено общедомовым имуществом, умножают на долю квартиры в общей площади многоквартирного дома, а полученный результат умножают на тариф.

На основании таких расчетов и появляется вопрос: как платят за тепло в тех домах, где в некоторых квартирах установлены тепловые счетчики, а в других нет? Безусловно, такая ситуация случается намного чаще, когда кто-то поставил счетчик, а кто-то нет. В ответе на вопрос и есть проблема.

В соответствии с законодательством, плата за отопление в многоквартирных домах, где не во всех квартирах установлены счетчики тепла, рассчитывается по тем формулах, как и при полном отсутствии приборов учета.

Если простыми словами, например, в доме 150 квартир. Из них 149 собственников установили индивидуальные счетчики, а один владелец по какой-либо причине этого не сделал. Как результат, вне зависимости от наличия приборов учета остальные собственники платят по общим тарифам.

Конец несправедливости

КС (Конституционный суд) признал, что правила начисления оплаты за отопление не соответствуют Конституции. В частности, мы говорим о статье 157 ЖК РФ, и некоторых пунктах, которые были утверждены Правительством РФ, регламентирующих предоставление коммунальных услуг владельцам квартир и пользователям помещений в многоэтажных домах.

Причиной рассмотрения вопроса Конституционным судом стала жалоба С. Деминца – жителя Московской области, который проживает в многоквартирном доме.

Перед сдачей дома в эксплуатацию в нем установили коллективное приспособление учета тепла и индивидуальные приборы. Но некоторые собственники самостоятельно демонтировали индивидуальные счетчики, стали платить по общим тарифам.

Перед отопительным сезоном в 2016 году управляющей компанией была пересчитана сумма за отопление, и она была поделена на всех жильцов в зависимости от квадратных метров в собственности. Причем у собственников квартир, у которых установлены индивидуальные приборы учета тепла, сумма оказалась больше, чем они тратили по показаниям счетчиков.

Деминц С. обратился в управляющую компанию, чтобы разобраться в такой несправедливости, и получил ответ, что все законно – расходы на отопление рассчитываются в зависимости от квадратной площади квартиры. Суд также стал на сторону УК.

Но вскоре дело было пересмотрено Конституционным судом. КС пришел к выводу, что такие правила оплаты коммунальных услуг – это поощрение недобросовестных пользователей. В свою очередь, добросовестные жильцы дома должны оплачивать услугу независимо от реальных объемов потребленного ресурса.

Так, судьи Конституционного суда обязали Правительство внести поправки в существующий порядок оплаты ЖКХ. А до внесения этих изменений суд постановил, что добросовестным жильцам необходимо рассчитать отопление по счетчику (индивидуальному).

С тех собственников, которые не имеют индивидуальных счетчиков (не установили, демонтировали), оплату взимать по установленным нормативам. Предполагается, что такие граждане будут платить намного больше, чем те, у кого установлены приборы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *