Искусственно созданный земельный участок

Искусственно созданный земельный участок

Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 N 246-ФЗ (последняя редакция)

19 июля 2011 года N 246-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, СОЗДАННЫХ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков
  • Статья 3. Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 4. Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 5. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 6. Работы, необходимые для создания искусственного земельного участка
  • Статья 7. Договор о создании искусственного земельного участка
  • Статья 8. Порядок организации и проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка
  • Статья 9. Особенности подготовки документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка
  • Статья 10. Особенности подготовки проектной документации искусственного земельного участка и (или) проектной документации размещаемого на искусственном земельном участке объекта капитального строительства
  • Статья 11. Особенности выдачи разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка
  • Статья 12. Особенности выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию
  • Статья 13. Право собственности на искусственно созданные земельные участки
  • Статья 14. Целевое назначение, в том числе разрешенное использование искусственного земельного участка
  • Статья 15. Содержание, эксплуатация искусственно созданных земельных участков
  • Статья 16. Заключительные положения
  • Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
  • Статья 18. Утратила силу
  • Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
  • Статья 20. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  • Статья 21. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
  • Статья 22. О внесении изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
  • Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  • Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Статья 25. О внесении изменений в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
  • Статья 26. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
  • Статья 27. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
  • Статья 28. О внесении изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»
  • Статья 29. О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации
  • Статья 30. Утратила силу
  • Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Открыть полный текст документа

Образование искусственных
земельных участков на водных объектах

Отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства регулируется Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 246-ФЗ).

Искусственный земельный участок – это сооружение, создаваемое на водном объекте (или его части), находящемся в федеральной собственности, путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них (ст. 3 ФЗ № 246-ФЗ).

Данное определение закрепляет двойственность правового статуса искусственного земельного участка. Поскольку до момента ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок является объектом капитального строительства, а после ввода в эксплуатацию он признается земельным участком, использование и оборот которого осуществляются в соответствии с ФЗ № 246-ФЗ, гражданским законодательством и земельным законодательством.

Двойственная природа искусственного земельного участка, определяет особенности правового регулирования его создания. Так, для создания искусственного земельного участка предоставление земельного участка, водного объекта или его части лицу, осуществляющему создание такого искусственного земельного участка, не требуется. Данное положение обусловлено тем, что создание искусственных земельных участков, как правило, осуществляется на землях, покрытыми поверхностными водами. В соответствии с ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Право собственности на искусственно созданные земельные участки принадлежит, как правило, лицам, за счет средств которых создавались такие участки.

Деятельность по созданию искусственного земельного участка включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части (инициаторами могут выступать федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица);

2. Согласование проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части уполномоченными органами, публикация проекта в сети Интернет;

3. Предоставление разрешения на создание искусственного земельного участка уполномоченным органом;

4. Проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка или заключение договора без проведения аукциона, в случаях, когда такой договор заключается:

  • уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с лицом, определенным указом или распоряжением Президента Российской Федерации либо распоряжением Правительства Российской Федерации;
  • уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с лицом, осуществляющим строительство или расширение морского порта на основании предусматривающего создание искусственного земельного участка решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта;
  • с собственником или арендатором земельного участка, который расположен в границах речного или морского порта и будет иметь общую границу с искусственным земельным участком, при условии, что на искусственном земельном участке планируется размещение объекта капитального строительства, технологически связанного с объектом капитального строительства, размещенным на земельном участке в границах речного или морского порта, либо планируется размещение объекта капитального строительства, предназначенного для осуществления деятельности в речном или морском порту, одновременно на земельном участке в границах речного или морского порта и искусственном земельном участке;

5. Заключение договора о создании искусственного земельного участка;

6. Подготовка и утверждение документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

7. Выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания искусственного земельного участка;

8. Подготовка проектной документации искусственного земельного участка на основании результатов инженерных изысканий и с учетом характеристик планируемого развития территории, содержащихся в документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

9. Государственная экспертиза и государственная экологическая экспертиза проектной документации искусственного земельного участка;

10. Предоставление разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка;

11. Проведение работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка грунта или проведение работ с использованием иных технологий);

12. Предоставление разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;

13. Проведение кадастровых работ и кадастровый учет земельного участка;

14. Регистрация права собственности на земельный участок.

Разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию является:

  • переводом земель водного фонда или земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;
  • установлением и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территории искусственного земельного участка вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка.

В заключительных положениях установлена обратная сила норм ФЗ № 246-ФЗ. Так, положения ФЗ № 246-ФЗ в части ввода в эксплуатацию, содержания, эксплуатации искусственно созданных земельных участков применяются к искусственным земельным участкам, решение о создании (строительстве) которых принято или разрешение на строительство которых выдано до 2 августа 2011 года.

С 19 июля вступил в силу Закон «Об искусственных земельных участках».
В какой сфере будет применятся новый документ и что он регулирует разъясняет помощник руководителя Управления Росреестра по Волгоградской области Сергей Водолагин.
— Полное наименование закона — «Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности — это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Право собственности на искусственно созданный земельный участок регистрируется на основании решения о создании искусственного земельного участка и разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию, а также договора о создании искусственного земельного участка в случае, если на искусственно созданный земельный участок возникает право общей долевой собственности.
В случае, если в представленном разрешении на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию одновременно предусмотрен ввод в эксплуатацию расположенного на нем объекта капитального строительства, государственная регистрация права собственности на указанный объект капитального строительства осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности на искусственно созданный земельный участок.
Кто может стать собственником такого земельного участка?
1) Российская Федерация в случаях, если:
— создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств федерального бюджета;
— создание искусственного земельного участка осуществлено в соответствии с решением о создании или расширении морского порта на основании концессионного соглашения;
2) субъект Российской Федерации в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
3) муниципальное образование в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено за счет средств местного бюджета;
4) физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо в случае, если создание искусственного земельного участка осуществлено такими лицами на основании заключенного с ними договора о создании искусственного земельного участка, за исключением случаев, если он создан на основании концессионного соглашения;
Для чего может быть создан такой земельный участок?
В первую очередь для целей строительства на таких участках зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства, Предположим, строительство маяка, искусственного пляжа так или иначе связано с созданием подобного рода объекта недвижимости.

Искусственные земельные участки, созданные на водных объектах, находящихся в федеральной собственности

04.08.2011

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»). Закон регулирует отношения по созданию на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков, в частности, устанавливает особенности возникновения права собственности на такие участки, а также порядок их кадастрового учета и государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Среди наиболее существенных нововведений отметим следующие:

I. Введено понятие «Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности»

Под искусственном земельном участком, созданном на водном объекте, находящимся в федеральной собственности (далее – «Искусственный земельный участок») понимается сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственный земельный участок может как прилегать к существующим земельным участка, так и располагаться изолированно.

II. Регламентирована процедура создания Искусственного земельного участка

1. Проект создания Искусственного земельного участка

Создавать Искусственные земельные участки могут как публично-правовые образования (федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления), так и физические и юридические лица.

Инициатор создания такого участка подготавливает проект разрешения на создание участка, который должен содержать:

(i). указание на планируемое использование Искусственного земельного участка с обозначением предполагаемого целевого назначения; и

(ii). планируемое местоположение Искусственного земельного участка.

Обязательными приложениями к проекту разрешения являются схема размещения Искусственного земельного участка или его части и обоснование его создания.

Инициатор создания Искусственных земельных участков направляет указанный проект на согласование в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта или органы местного самоуправления, на территории которых планируется создание Искусственного земельного участка.

Органы местного самоуправления обязаны в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения проекта разместить его в сети Интернет для публичного рассмотрения.

Срок согласования проекта разрешения не может превышать 1 (один) месяц с момента поступления проекта на согласование. В случае неполучения инициатором создания Искусственного земельного участка замечаний по проекту в течение указанного срока, проект считается согласованным.
Уполномоченные органы также могут предоставить замечания по проекту. Инициатор проекта вправе, устранив замечания, направить проект на повторное согласование или принять решение о создании согласительной комиссии, срок работы которой также не может превышать 1 (один) месяц.

2. Разрешение на создание Искусственного земельного участка

Разрешение на создание Искусственного земельного участка выдается уполномоченным органом государственной или муниципальной власти. Законом установлен перечень документов, которые необходимо предоставить для получения такого разрешения, включающий, помимо прочего, обоснование создания Искусственного земельного участка.

Решение о создании или об отказе в создании Искусственного земельного участка должно быть принято в течение 30 (тридцати) дней со дня поступления соответствующего заявления.

Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в создании Искусственного земельного участка:

(i). отсутствие предусмотренных Законом документов и сведений;

(ii). наличие замечаний по проекту, которые не были устранены в установленный срок, или несогласование проекта с соответствующими органами.

Разрешение на создание Искусственного земельного участка является основанием для принятия уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке территории в границах земельного участка, проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка и заключения такого договора.

3. Договор о создании Искусственного земельного участка

Договор о создании Искусственного земельного участка является смешанным по своей природе, и к отношениям сторон по такому договору применяются правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в указанном договоре.

По договору о создании искусственного земельного участка одна сторона в установленный срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется провести работы, необходимые для создания Искусственного земельного участка и осуществить строительство объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией, другая сторона обязуется обеспечить утверждение документации по планировке территории.

Законом устанавливается перечень существенных условий договора о создании Искусственного земельного участка, включающий, помимо прочего, цену права на заключение договора, срок договора.
По общему правилу договор заключается по результатам открытого аукциона на право заключить договор о создании Искусственного земельного участка, который проводится в форме подаче предложений о цене предмета аукциона. Заключение указанного договора без проведения открытого аукциона возможно только в установленных Законом случаях.

Закон также устанавливает:

(i). перечень работ, необходимых для создания Искусственного земельного участка;

(ii). особенности подготовки документации по планировке территории в планируемых границах Искусственного земельного участка и проектной документации Искусственного земельного участка и размещаемого на нем объекта капитального строительства.

(iii). особенности выдачи разрешения на проведение работ по созданию и на ввод Искусственного земельного участка в эксплуатацию.

III. Урегулирован порядок возникновения права собственности на Искусственный земельный участок

Искусственный земельный участок находится в собственности установленных Законом лиц с момента ввода его в эксплуатацию, при этом право собственности на Искусственный земельный участок регистрируется на основании решения о создании и разрешения на ввод этого участка в эксплуатацию, а также договора о его создании в случае, если на Искусственный земельный участок возникает право общей долевой собственности.

При передаче права собственности к новым правообладателям также переходят обязанности по содержанию и эксплуатации Искусственных земельных участков.

Права иностранных лиц и лиц без гражданства на приобретение в собственность Искусственных земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ.

IV. Кадастровый учет искусственного земельного участка

Законом установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить для постановки Искусственного земельного участка на кадастровый учет, включающий среди, прочего, документацию по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка.

V. Целевое назначение, содержание и эксплуатация Искусственных земельных участков

Разрешение на ввод Искусственного земельного участка в эксплуатацию является:

(i). переводом земель водного фонда или иных категорий земель, на которых располагался водный объект, в земли категории, указанной в разрешении на создание Искусственного земельного участка;

(ii). Установление и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территорий искусственного земельного участка вида, видов разрешенного использования Искусственного земельного участка.

Закон вступает в силу 2 августа 2011 г., при этом положения Закона в части ввода в эксплуатацию, содержания и эксплуатации Искусственных земельных участков применяются к Искусственным земельным участкам, решение о создании которых и разрешение на строительство которых были выданы до дня вступления настоящего Закона в силу.

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом консультирования и представительства интересов клиентов по вопросам соблюдения законодательства в сфере строительства и недвижимости и созданием и регистрацией Искусственных земельных участков.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Алексею Коневскому, Руководителю практики земельного права, недвижимости и строительства, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

В Санкт-Петербурге – к Юрию Халимовскому, Старшему юристу практики земельного права, недвижимости и строительства (Спб), по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *