ФНС приостановка по счетам

ФНС приостановка по счетам

Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер, обеспечивающих исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем обязанностей, предусмотренных НК РФ. В 2018 году оснований для использования этой меры стало больше. Отдельным вопросам, связанным с приостановлением операций по счетам, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • В чем заключается режим приостановления операций по счетам?
  • Приостановление операций по счету – это особый порядок совершения расходных операций. Все расходные операции по счету запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.
  • Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?
  • Платежи в бюджеты в счет уплаты налогов, страховых взносов и платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.
  • Очередность исполнения платежей установлена статьей 855 ГК РФ.

    К третьей очереди отнесено списание средств:

    • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов),
    • по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов, сборов, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).

    Четвертая очередь – иные исполнительные документы.

    Пятая очередь – иные платежи, в том числе, перечисление налога на основании поручений налогоплательщика.

    Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам, независимо от даты предъявления к счету, не исполняются поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам, страховым взносам.

  • Как исполняются требования, относящиеся к одной очереди?
  • В порядке календарной очередности поступления платежных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счету не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.
  • Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

    Но соответствующие платежи должны фактически относиться к расходам на оплату труда. Согласно определению Верховного суда от 23.03.2018 № 309-КГ18-1269, если спорные перечисления выдачей зарплаты не являлись, банк, который должен был знать о действительном назначении денежных средств, будет нести ответственность по статье 134 НК РФ.

    Банк в период режима приостановления операций станет осуществлять дополнительный контроль за назначением платежа, указанного налогоплательщиком, чтобы не допустить нарушений при списании денежных средств.

  • В какой очередности будут исполняться поручения налогоплательщика на уплату налога и поручения налогового органа на взыскание налога с этого же налогоплательщика?
  • Поручение налогового органа (то есть, платежи в принудительном порядке), подлежат исполнению в третью очередь. Платежи по налогам, производимые на основании распоряжений налогоплательщика, – в пятую очередь.
  • Указанная позиция подтверждается письмом Минфина от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

  • Исполнительные документы, предъявленные к счету и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?
  • Из разъяснений Минфина (в частности, письмо от 05.03.2014 № 03-02-07/1/9544) можно сделать вывод, что под «платежами, предшествующими исполнению обязанности по уплате налогов» понимаются платежи по исполнительным документам 1 и 2 очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ. То есть, это те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов.
  • Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания. Он основан на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» – это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

    В предшествующей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Но впоследствии Федеральным законом от 02.12.2013 № 345-ФЗ правовое регулирование очередности списания денежных средств со счета было изменено.

    Поэтому платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, – это платежи, отнесенные к первой-четвертой очереди.

    Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счету налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письма Минфина от 06.07.2015 № 03-02-07/1/38928, от 12.03.2018 № 03-02-07/1/15056).

  • Может ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?
  • Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).
  • Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС от 20 марта 2015 г. № ММВ-7-8/117. Согласно приказу, информирование осуществляется путем обращения банка:

    • к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов»;
    • к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

    В них содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени (в часах, минутах по московскому времени) его размещения в интернет-сервисе или поступления в СМЭВ.

  • Можно ли закрыть счет в период действия решения о приостановлении операций?
  • Согласно новому пункту 3 статьи 858 ГК РФ, расторжение договора банковского счета не является основанием для отмены приостановления операций по счету. В этом случае меры по ограничению распоряжения счетом распространяются на остаток денежных средств на счете.
  • Таким образом, даже при закрытии счета остаток средств не будет выдан клиенту до отмены приостановления операций по счету.

    Также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 8.5 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И, в случае прекращения договора банковского счета при наличии предусмотренных законодательством ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счете и при наличии денежных средств на счете, внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счета в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств с банковского счета.

  • При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?
  • Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по семи основаниям, которые, в свою очередь, можно условно объединить в три группы.
  • К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности.

    Ко второй группе – решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов налоговой отчетности.

    К третьей группе – решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей электронный документооборот с налоговым органом.

  • Что относится к первой группе решений о приостановлении?
  • Решение, принимаемое в целях обеспечения исполнения собственно решения о взыскании налога (пункт 1 статьи 76 НК РФ). Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом, также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога. Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций могут направляться к разным счетам налогоплательщика.
  • К данной группе также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

    Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

  • Какие основания приостановления операций можно отнести ко второй группе?
  • Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.
  • Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет три года и десять рабочих дней со дня установленного НК РФ срока представления декларации. Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

  • Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода?
  • Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определенный документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.
  • За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода приостановление операций применяться не должно. Указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьей 80 НК РФ.

    Подобное разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, отражено в пункте 17 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

    В связи с тем, что декларации по итогам отчетного периода не входят в перечень документов, приведенный в пункте 3 статьи 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке. Данный вывод подтверждается определением Верховного Суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245.

  • Правомерно ли приостановление операций по счетам налогового агента при непредставлении им отчетности?
  • Отчетность налогоплательщика и налогового агента статьей 80 НК РФ разграничивается. При этом в главах части второй НК РФ форма отчетности налогового агента может именоваться по- разному: не только расчет, но и декларация, сведения и т.д.
  • Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов.

    Действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ не применяется (пункт 23 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

    Приостановление операций по счетам по такому основанию, как непредставление декларации, помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с НК РФ представлять налоговые декларации. Например, глава 21 НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации по НДС налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

  • Непредставление каких еще форм отчетности влечет в качестве последствия приостановление операций?
  • Расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ). Указанный расчет налоговый агент представляет за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) – не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ).
  • Если налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчет по форме 6-НДФЛ, то имеются основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогового агента (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).

    Приостановление операций по счетам не применяется, если независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента, расчет сумм НДФЛ представлен в установленный срок на бумажном носителе, а не в электронной форме.

  • Могут ли приостанавливаться операции по счетам за непредставление расчета по страховым взносам?
  • Могут, формально, начиная с 31 августа 2018 года. Соответствующее дополнение включено в пункт 3.2 статьи 76 НК РФ Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ.
  • Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, представляют расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

    Следует учитывать изложенные в пункте 7 статьи 431 НК РФ ситуации (ошибки, несоответствия, недостоверные персональные данные), при которых расчет считается непредставленным. О факте непредставления не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (десять дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), плательщику должно направляться соответствующее уведомление.

  • За непредставление каких расчетов будут приостанавливаться операции по счетам?
  • Возможно, что налоговые органы будут приостанавливать операции по счетам и за непредставление расчетов, срок представления которых наступил в период с 2017 года до 31 августа 2018 года.
  • Обратим внимание, что операции могут быть приостановлены и за непредставление расчета с нулевыми показателями. По мнению ФНС, отсутствие у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода не освобождает его от обязанности представить в установленный срок в налоговый орган расчет по страховым взносам с нулевыми показателями (письмо ФНС от 16.07.2018 № БС-4-11/13691@).

    Вместе с тем, с учетом судебной практики в отношении налоговых деклараций, смеем предположить, что указанная мера обеспечения может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчета по итогам расчетного периода (календарного года).

    Также отметим, что решение о приостановлении операций направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

    Форма решения о приостановлении операций утверждена приложением № 14 к приказу ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. В связи с появлением нового основания для приостановления, изменений в данную форму и в соответствующий формат пока не внесено. Причем новый формат решения требует согласования с Центральным банком.

  • В течение какого срока налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам за непредставление расчетов по форме 6-НДФЛ и расчетов по страховым взносам?
  • В НК РФ нет пресекательного срока для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6- НДФЛ и расчета по страховым взносам.
  • До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более чем три года после возникновения оснований для его принятия. Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (постановление ФАС Московского округа от 03.08.2007, 08.08.2007 № КА-А40/7460-07).

    Налоговому агенту и плательщику страховых взносов можно рекомендовать использовать данный аргумент в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении десяти дней со дня установленного срока для представления расчета), а спустя какое- то продолжительное время.

  • Что может быть отнесено к третьей группе оснований для приостановления операций?
  • Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
  • Решение о приостановлении операций принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приеме следующих документов:

    • требования о представлении документов,
    • требования о представлении пояснений,
    • уведомления о вызове в налоговый орган.

    Квитанция подлежит направлению не позднее шести дней со дня отправки документов налоговым органом. Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения срока, установленного для отправки квитанции.

    Следовательно, решение о приостановлении должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом. Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

    Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

    Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных, направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

  • Что еще относится к этой группе оснований приостановления операций по счетам?
  • С 1 июля 2016 года налогоплательщики, обязанные представлять декларации в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налогового органа по месту учета в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).
  • Отсутствие подключения к электронному документообороту повлечет приостановление операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 НК РФ). Решение об этом может быть принято в течение десяти дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения такой обязанности.

    Данная обязанность считается исполненной, если организация заключит договор с оператором электронного документооборота «на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учета этого лица» и получит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

  • В каком объеме средства на счете могут быть заморожены?
  • За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.
  • В таком же объеме могут быть приостановлены операции:

    • с 2015 года – за непередачу налогоплательщиком квитанции о приеме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган,
    • с 2016 года – за непредставление налоговым агентом формы 6- НДФЛ,
    • с 1 июля 2016 года – за необеспечение обязанности по получению документов от налогового органа по месту учета в электронной форме,
    • с 31 августа 2018 года – за непредставление расчета по страховым взносам.

    В иных случаях приостановление операций ограничено суммой взыскиваемых средств.

  • Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?
  • Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то блокируемая сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог). Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над суммой рассчитанной разницы, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.
  • Решение о приостановлении, принятое в порядке обеспечения исполнения решения по результатам налоговой проверки, может быть отменено при замене налоговым органом приостановления на банковскую гарантию, залог или поручительство (пункт 11 статьи 101 НК РФ).

    Налогоплательщиком может быть подано заявление, в котором указаны счета, на которых достаточно денег для исполнения требования, и содержится просьба отменить приостановление операций по другим счетам (пункт 9 статьи 76 НК РФ).

    Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 № 09АП-31156/2013).

    Налогоплательщик вправе оспаривать расчет суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

    Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам. Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2014 № Ф05-14131/2014).

  • Какие еще защитные меры против приостановления операций возможно предпринять в судебном порядке?
  • Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.
  • После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счету применительно к положениям статьи 76 НК РФ (постановление Президиума ВАС от 25.12.2012 № 10765/12).

    Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга.

    Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило свое действие, то это не влечет отмены или неисполнения обеспечительных мер, принятых по другому основанию. Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

Поделитесь с друзьями:

Проверка приостановления по счетам ФНС

В настоящее время все больше финансовых операций между партнерами по бизнесу осуществляется безналичным расчетом путем перевода денежных средств на банковские счета.

Такие операции производятся быстро и легко, однако, как и в любых других делах в осуществлении банковских операций могут возникать временные проблемы.

В случае проблем и задолженностей организации или юридического лица Федеральная налоговая служба может приостановить операции по счетам налогоплательщика. Денежные переводы и прочие операции с электронными средствами через банковские службы в этом случае запрещается.

Достигается выполнение банками требований ФНС наличием соответствующей статьи в законодательстве, запрещающей банкам производить какие-либо операции по приостановленным счетам организаций. Невыполнение банками этих условий чревато серьезными проблемами с законом, а потому обойти блокировку нельзя.

Во избежание заключения убыточных договоров с организациями, операции по счетам которых приостановлены решением ФНС, следует учитывать вероятность наличия такой блокировки. Прежде чем заключать сделку с организацией следует проверить работоспособность ее счетов. Ведь это не только временное неудобство, не позволяющее совершить банковскую операцию в данный конкретный промежуток времени, а еще и свидетельство того, что организация имеет финансовые проблемы и ненадежную репутацию налогового должника.

Проверка состояния счетов

Проверка приостановления по счетам ФНС необходима для выяснения наличия блокировки налогоплательщика в банках федерации. Также можно узнать об отмене блокировки.

Процедура может быть полезна как для проверки делового партнера перед заключением финансового соглашения, так и для личных целей, чтобы убедиться в благополучии своих счетов или своевременно узнать о приостановлении операций по счетам и его отмене.

Легко и быстро узнать текущее состояние счетов можно, обратившись за помощью в организацию, предоставляющую услугу такой проверки. Работники службы проверят состояние указанного счета в базах ФНС и предоставят клиенту информацию о проверяемом счете.

Если операции по счетам могут производиться без проблем, а, следовательно, у владельца счета нет проблем с ФНС, можно смело заключать любые договоры с уверенностью в правильном и своевременном исполнении взаимных обязательств. Если же у организации существуют проблемы с налоговыми органами, проведение некоторых операций стоит отменить или отложить.

Причины для блокировки расчетного счета налоговой инспекцией

В качестве одной из мер воздействия на налогоплательщика или налогового агента (юрлицо или ИП), нарушающего требования налогового законодательства, применяется такая процедура, как блокировка расчетных счетов, представляющая собой запрет на пользование денежными средствами, принадлежащими плательщику налога. Налагается такой запрет налоговым органом, и этот же орган снимает его, когда исчезают основания, послужившие причиной для блокировки.

Правила блокировки изложены в ст. 76 НК РФ, входящей в гл. 11 этого документа, посвященную способам, применяемым для обеспечения уплаты налоговых платежей. Однако неплатежи по налогам являются не единственной причиной для наложения запрета на пользование счетами.

Помимо неуплаченного налога (пеней, штрафа) поводом для замораживания расчетных операций становятся (п. 3 ст. 76 НК РФ):

  • несдача налоговой декларации на протяжении 10 рабочих дней с момента окончания срока, отведенного для ее представления, — блокировка счета в этом случае может быть осуществлена на протяжении 3-летнего периода, отсчитываемого от даты, отвечающей 10-му рабочему дню с даты окончания срока, отведенного для подачи декларации;
  • нереализованная обязанность по обеспечению электронного способа взаимодействия с налоговой службой — ответственность здесь наступает, если налогоплательщик не предпринял никаких действий в течение 10 рабочих дней с даты выявления ИФНС такого нарушения;
  • неотправка в ИФНС электронной квитанции-подтверждения в ответ на поступившую из налогового органа информацию на протяжении 10 рабочих дней с даты завершения срока, установленного для направления такого документа (он составляет 6 рабочих дней).

Кроме того, к блокировке счета приводят:

  • неотправка сводного расчета по НДФЛ (форма 6-НДФЛ) на протяжении 10 рабочих дней с даты окончания срока, отведенного для его подачи (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
  • необходимость обеспечить гарантированное выполнение решений по уплате доначислений, сделанных в ходе проведенной налоговой проверки (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Ответственность в виде замораживания счета может быть применена не только к налогоплательщику (плательщику страховых взносов) или налоговому агенту, но и к неплательщику налогов, если он обязан подавать декларации или отчетность по взносам (подп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ).

У кредитной организации отсутствует возможность не выполнить решение налогового органа о блокировке счета (п. 6 ст. 76 НК РФ). При этом она обязана проинформировать налоговый орган об остатках средств на заблокированных счетах (п. 5 ст. 76 НК РФ).

Варианты блокировки счетов

Запрет на расходные операции может быть наложен на любой из счетов, принадлежащих провинившемуся плательщику налога, в т. ч. на счет, открытый в валюте или в драгметаллах. Исключение из этого правила относится к специальным избирательным счетам и спецсчетам фондов референдумов — их блокировать нельзя (п. 1 ст. 76 НК РФ).

О том, возможна ли блокировка залогового счета, читайте .

Заблокированной на счете может оказаться либо какая-то определенная сумма, либо весь имеющийся на счете остаток вне зависимости от его величины и от ее изменения в периоде блокировки. То есть в первом случае пользование счетом возможно, но на нем постоянно должна присутствовать сумма, равная заблокированной или превышающая ее. Воспользоваться средствами, образующими заблокированную сумму, допустимо только для погашения налоговых платежей или тех, очередность перечисления которых окажется более высокой, чем у налогов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Ограничение на определенную сумму принимается налоговым органом с целью взыскания неуплаченных налоговых платежей (налогов, взносов, пеней, штрафов), конкретный размер которых определить несложно. В этой ситуации решению о блокировке должно предшествовать решение о взыскании соответствующего платежа (платежей). Фигурировать в нем будет рублевая сумма, на величину которой при замораживании валютного счета или счета в драгметаллах будет пересчитываться, соответственно, блокируемая сумма валюты (по ее курсу) или драгметаллов (по учетной цене). И курс валюты, и учетная цена драгметаллов определяются по их величине, отвечающей дню начала действия запрета на использование средств (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счетов инвестиционного товарищества при недостаточности средств на общем счете может привести к ограничению возможности использования счета у управляющего товарища, а если и этого окажется недостаточно, то ответственность будет пропорционально налагаться на обычных товарищей (п. 2.1 ст. 76 НК РФ). В консолидированной группе налогоплательщиков аналогичные меры применяются сначала к ответственному участнику, а затем и к иным (п. 13 ст. 76, п. 11 ст. 46 НК РФ), причем последовательность этого привлечения определяет налоговый орган.

Когда же блокировка осуществляется из-за нарушений, оцениваемых не в денежном выражении (несдача отчетности, необеспечение электронной связи с ИФНС или нарушение процедуры подтверждения факта получения информации от налогового органа), счет нельзя будет использовать ни для каких расходных операций. Для консолидированной группы налогоплательщиков, не сдавшей декларацию по прибыли, ответственность в виде блокировки счета может возникнуть одновременно для всех участников (п. 13 ст. 76 НК РФ).

О том, в каких ситуациях замораживание счета окажется незаконным, читайте .

Как сведения о замораживании счета доводят до налогоплательщика

НК РФ (п. 4 ст. 76) предписывает налоговому органу информировать налогоплательщика о замораживании счета не позднее первого рабочего дня, наступающего за днем принятия такого решения. Делается это путем направления ему копии документа, отражающего принятие решения о блокировке, способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения.

При этом сроки направления решения о приостановлении операций по счету в банк в НК РФ не указаны. Регламентированы только (ст. 76):

  • способ отправки этого документа — электронный (п. 4);
  • момент осуществления самой блокировки — он совпадает с моментом получения банком решения налогового органа (п. 7).

Очевидно, что налоговый орган не заинтересован в задержке отправки решения о блокировке на исполнение, и оно направляется в банк сразу после принятия. В то же время на уведомление о применении этой процедуры налогоплательщика отводится дополнительный день. Поэтому чаще всего о замораживании счета он узнает от банка, получившего информацию раньше.

Вместе с тем существует способ, дающий возможность самостоятельно проверить наличие блокировки счета налоговой инспекцией и узнать о ней как минимум одновременно с банком.

Чем еще чревата блокировка, и как узнать о ней онлайн

Что же это за способ? Дело в том, что проверить блокировку счета можно на сайте налоговой службы, создавшей специальный сервис для оперативного отслеживания состояния документооборота между налоговыми органами и кредитными учреждениями.

Этот сервис позволяет видеть на сайте налоговой не только сведения о блокировке счета. Также здесь отражается информация об иных документах, направляемых в банк и из банка. Поэтому опция проверки блокировки счета на сайте ИФНС является одной из нескольких. Однако играет она важнейшую роль, позволяя кредитному учреждению в режиме онлайн проверять наличие блокировки расчетного счета налоговой инспекцией у своего потенциального клиента в других банках. И именно с целью предоставления этой информации, необходимой для выполнения требования НК РФ (п. 12 ст. 76), запрещающего открытие нового счета клиенту, имеющему заблокированные счета, была создана опция, дающая возможность быстро и бесплатно получить данные о наличии (отсутствии) решения о блокировке из первоисточника.

Сведения о приостановлении операций по счету попадают на сайт сразу после принятия ИФНС решения о блокировке. Доступ к ним свободный. Поэтому проверить сведения о блокировке счета на сайте налоговой службы может любое лицо: как сам налогоплательщик, знающий о своих проступках и ожидающий соответствующих санкций, так и его контрагент, намеревающийся осуществить перевод средств на указанный в договоре счет.

Данные этого сервиса могут быть также интересны потенциальным клиентам, рассматривающим проект предлагаемого к заключению договора, поскольку наличие блокировки счета у будущего контрагента чаще всего свидетельствует об имеющихся у него проблемах с денежными средствами.

Итоги

Блокировка расчетного счета представляет собой одну из мер воздействия на плательщиков налогов, допускающих нарушения требований НК РФ. Основным поводом для ее применения служат неплатежи по налогам. Однако есть и иные причины, в силу которых счет может оказаться замороженным. Из-за неплатежей по налогам счета блокируют на сумму имеющегося долга. При этом возможность пользования счетом сохраняется, но имеет условием наличие неснижаемого остатка на нем. В иных ситуациях счет замораживается полностью.

Наличие блокировки хотя бы по одному из имеющихся у налогоплательщика счетов влечет за собой запрет на открытие новых. С целью оперативного предоставления банкам такой информации ФНС создан специальный сервис, позволяющий узнать о блокировке счета на сайте налоговой службы. Доступ к сервису свободный и бесплатный, что позволяет воспользоваться им любому заинтересованному лицу. Сама процедура проверки счета на блокировку в налоговой предполагает знание ИНН проверяемого лица и технической сложности не представляет.

Одно из самых эффективных средств для воздействия на налогоплательщика – это приостановка любых банковских операций на его счетах. Основная идея нововведения – запрет любым банкам под угрозой штрафных санкций открывать новые счета у физических лиц и организаций, которые подверглись подобным санкциям. Для системной проверки сведений обо всех, блокированных с подачи налоговых органов счетах, была введена электронная система информирования банков о приостановлении операций.

Согласно статье 76 НК РФ банк устанавливает ограничение на все расходные операции клиента, по указанию Федеральной Налоговой службы, хотя зачисление на счет и работа с вкладами разрешается. Блокировка счетов касается физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют прописанные в том же нормативном акте выплаты, исполнение которых идет по установленному приоритету.

  • взносы в ПФР и ФСС;
  • списание налогов;
  • выплата заработной платы сотрудникам (если речь идет об организации);
  • исполнительные документы и добровольные платежи.

С 2014 года на сайте Федеральной налоговой службы была введена «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов». Здесь бесплатно можно сделать запрос по:

  • состоянию обработки файлов кредитного учреждения;
  • действующим решениям по блокировке;
  • участникам обмена;
  • сводным архивным файлам из ФНС РФ в ТУ и банки;
  • направленным из ФНС РФ электронном документообороте.

Информирование банков о физических лицах и организациях, которые подверглись санкциям по блокировке счетов, было введено приказом ФНС Российской федерации от 20 марта 2015 года № ММВ-7-8/117. Для банков это было очень актуально, ведь за возобновление сотрудничества с предприятием, счета которого заблокированы, грозит штраф в размере 20 тысяч рублей (это прописано в НК РФ п. 1 статья 132).

Система информирования банков о приостановлении операций называется «БанкИнформ» и позволяет получить актуальную информацию по контрагентам и работе с файлами банка:

  • о состоянии направленных банком файлов;
  • о решениях и постановлениях, которые относятся к запрашиваемому налогоплательщику, включая точную дату и номер постановления;
  • о состоянии банка в процессе подключения к электронному документообороту.

В данном сервисе содержатся решения о санкциях налоговых органов по любым предприятиям или физлицам. Можно узнать точную дату и номер блокировки любых операций по счетам, включая электронные переводы и время размещения решения в системе информирования банков. Кредиторы смогут посмотреть состояние своих контрагентов. Информация предоставляется по запросу любого пользователя.

Проверка блокировки счета на сайте налоговой – общедоступна, плата за ее использование отсутствует. Представителю банка (как и любой другой организации) может помочь система информирования банков о состоянии электронных документов. Чтобы посмотреть нужную информацию нужно зайти на сайт Федеральной Налоговой Службы. Кроме того в интернет-сервисе информирования можно получить информацию, на каком этапе находится обработка файлов по 311-П.

За что блокируют счет

В статье 76 Налогового Кодекса РФ подробно прописаны причины, по которым денежные средства на счетах подлежат блокировке:

  1. Физическое лицо, ИП или организация не исполнили вовремя обязанность по уплате налогов, штрафов или пеней в федеральный бюджет (узнайте о формировании отчетности в ФСС онлайн);
  2. Непредставление налоговой декларации в соответствующие органы в течение одной декады (10 дней).
  3. Неподтверждение приема требования налоговой по предоставлении документов или вызова в налоговые органы;
  4. Непредставление в течение 10 дней расчет НДФЛ по своим работникам (ежеквартально)

Первые два случая – это задолженности по налогам. Когда налогоплательщик не сдал отчетность, на его счетах блокируются все денежные средства, если же не были уплачены штрафы или пени, то блокируется только сумма, равная неуплаченному штрафу. Другая категория нарушений – санкции за отсутствие уведомления о передаче важных налоговых документов.

Ознакомьтесь с сервисом для формирования отчетности в ФНС онлайн.

Как проверить приостановления по счету на сайте ИФНС

Проверка на предмет блокировки средств на банковских счетах проводится на сайте ИФНС онлайн. В систему направляется запрос в раздел: «Действующие решения по приостановлению», далее ввести данные о компании – ИНН или БИК любого банка. Система информирования банков о приостановлении операций будет полезна не только кредитным организациям, но и компаниям, которые хотят получить информацию о контрагенте, не подвергался ли он блокировке счета со стороны налоговиков.

Проверка клиента по ИНН

Сегодня налоговые органы могут предоставить информацию по любому налогоплательщику, в том числе и о блокировке его счетов по запросу ФНС. Можно воспользоваться такой услугой, как информирование банков о приостановлении операций. Для этого нужно знать Идентификационный Номер Налогоплательщика (ИНН), чтобы ввести его в разделе по информации о действующих решениях по санкциям на средства по банковским счетам.

Проверка расчетного счета контрагента на сайте налоговой

На сайте УФМС размещены более десяти сервисов, при помощи которых можно получить информацию о контрагенте – для этого нужно знать его ИНН и БИК. При помощи системы информирования банков о приостановлении операций выясняется, работает ли счет у предприятия или физического лица (ИП) или он заблокирован по обращению из налоговых органов по причинам неуплаты налогов или непредставления декларации. Узнайте о сервисе для расчета налогов в ФНС и формирования отчетных документов онлайн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *