Договор между двумя физическими лицами

Условия договора для заказчика

Если вы заказчик, в договоре необходимо осветить несколько моментов.
Предмет договора
Необходимо четко оговорить все детали оказываемой услуги.
Цена и порядок оплаты
Если услугу будут оказывать вам, то лучшим вариантом оплаты для вас будет оплата по факту, то есть после подписания сторонами акта оказанных услуг (вы будете понимать за что вы платите). Также возможна оплата по предоплате. В этом случае вы можете указать любой процент или определить конкретную сумму, которую вы готовы оплатить до начала оказания услуг. Порядок оплаты может быть любым, но стоит помнить, что четко прописанные сроки помогут избежать неприятных моментов в доказывании своей правоты в суде.
Сроки оказания услуг
Возможно, это основное условие, которое стоит обязательно прописать. Сроки необходимо указывать очень конкретно. Например: «услуги должны быть выполнены до такой-то даты» или «услуга должна быть оказана в течение такого-то количества дней с такого-то момента». Важной особенностью договора оказания услуг является определение срока оказания услуги. Не рекомендуется прописывать срок таким образом: «Услуга должна быть выполнена в течение 5 дней с момента внесения предоплаты». Суды Российской Федерации трактуют эту формулировку неоднозначно и бывают случаи, когда договор признают незаключенным только потому, что при таком условии, сроки считаются не согласованным как одно из существенных условий договора.
Момент подписания акта оказанных услуг
Если вы являетесь заказчиком, предлагается избегать включения в договор такого условия как: «В случае неподписания заказчиком акта в течение 4 дней с момента направления его исполнителем/окончания оказания услуг услуга считается оказанной должным образом и претензии заказчика не принимаются». Вы можете не успеть в этот срок подписать акт по каким-то причинам, либо услуга будет оказана, не надлежащего качества и вы не захотите подписывать акт, но при наличии такого условия вынуждены будете принять работу и более того оплатить ее.

Ответственность сторон
Ответственность можно предусмотреть как в соответствии с законодательством, так и оговорить с исполнителем больший или меньший объем ответственности. При этом если вы заказчик, правильнее будет не прописывать ответственность за задержку внесения предоплаты.

Условия договора для исполнителя

Предмет договора
Необходимо четко оговорить все детали оказываемой услуги.
Цена и порядок оплаты
Если услугу будете оказываете вы, то лучшим вариантом оплаты для вас будет предоплата. Вы можете предусмотреть как 100% предоплату так и любую другую, указав даже конкретную сумму, которую вы хотели бы получить до начала оказания услуг (так вы сможете быть уверены что заказчику нужна ваша работа). Порядок оплаты может быть любым, но стоит помнить, что четко прописанные сроки помогут вам избежать не приятных моментов в доказывании своей правоты.
Сроки оказания услуг
Сроки необходимо также указывать очень конкретно, как и в случае составления договора со стороны заказчика. Данный пункт необходимо составлять по аналогии с договором заказчика.
Момент подписания акта оказанных услуг
Если вы являетесь исполнителем, предлагается включить следующее условие: «В случае не подписания заказчиком и не предоставления мотивированного отказа от подписания акта в течение 4 дней с момента направления его исполнителем/окончания оказания услуг акт считается подписанным сторонами, а услуга считается оказанной должным образом и претензии заказчика не принимаются». Эта формулировка в договоре обезопасит вас от недобросовестных заказчиков, не желающих оплачивать ваши услуги.
Ответственность сторон
Ответственность можно предусмотреть как в соответствии с законодательством, так и оговорить с заказчиком больший или меньший объем ответственности. При этом если вы исполнитель правильнее будет прописывать ответственность как за задержку внесения предоплаты, так и за задержку окончательно расчета. Мнение эксперта Надежда ТихоноваЮрист по трудовым спорам и консультант по трудовому праву на сайте. Дорогие читатели, наши специалисты подготовили для вас этот материал совершенно бесплатно. Однако статьи рассказывают о типовых способах решения вопросов по трудовым спорам.

Но каждый случай индивидуален и носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это быстро и бесплатно.

Или звоните по телефону:

+7 (499) 703-38-43 — Для жителей Москвы и МО

+7 (812) 309-84-53 — Для жителей Спб и области

Даже если физическое лицо не оформлено в качестве индивидуального предпринимателя, оно может выступать в роли работодателя для другого физического лица, а соответственно оформлять это в письменном виде. Трудовой договор между физическими лицами регулируется ТК РФ, в котором ему посвящена отдельная статья.

Кто из физлиц может быть работодателем?

Статья 20 ТК РФ дает определения, кто из физических лиц может выступать в качестве работодателя. Помимо этого, в ней содержатся условия, которым должно отвечать физическое лицо, не оформленное как ИП, для того, чтобы иметь право заключать трудовые договоры:

1. Достигнуть 18 лет или получить гражданскую дееспособность раньше.
  2. При отсутствии дееспособности и наличии собственного дохода заключать договора с согласия опекунов.

Всех работодателей — физических лиц можно разделить на несколько групп.

Индивидуальные предприниматели

Если гражданин получил статус индивидуального предпринимателя, он получает право нанимать работников так же как и юридическое лицо, для выполнения любой деятельности, не противоречащей законодательству РФ.

Нотариусы и адвокаты

В качестве работодателя — физического лица также могут выступать адвокаты, нотариусы и прочие граждане, чья индивидуальная трудовая деятельность возможна только после регистрации и получения лицензии. Нанимать работников они могут только для выполнения вышеуказанной деятельности.

Наниматели помощников для домашнего хозяйства

Все остальные категории граждан могут нанимать работников и заключать с ними трудовой для помощи по хозяйству и с целью личного обслуживания.

Как правильно составить документ?

Трудовой договор составляется в обычном порядке, как и в случае, если работодатель — юридическое лицо. Но в него могут вноситься дополнительные условия.

Разделы и условия

Статья 303 ТК РФ говорит, что в трудовом договоре, заключенном между физическим, должны присутствовать все условия, установленные данным сводом законов:

1. Трудовая функция.
  2. Место работы.
  3. Дата начала и окончания (при необходимости) работы.
  4. Порядок оплаты труда.
  5. Режим работы и отдыха.

Единственное условие, которое может отсутствовать в таком договоре, это сведения об условиях труда на рабочем месте, но только в том случае, если физическое лицо не имеет статуса индивидуального предпринимателя.

Особенности

Режим работы и его особенности оговариваются в тексте трудового договора, законодатель регламентирует каким он должен быть. Единственные ограничения, которые устанавливает ТК РФ это:

1. Максимальное отработанное время не должно превышать законной нормы.
  2. Отпуск, предоставляемый работнику должен быть не менее 28 дней.

Все остальные условия устанавливаются по согласованию с работодателем.

Изменения в подписанный трудовой договор вносятся в общем порядке, но срок предупреждения работника об этом существенно сокращается и равняется 14 дням.

Сроки и даты

Если работодатель является физическим лицом, то срок трудового договора устанавливается по согласованию сторон. То есть, договор может быть временным даже без наличия условий, которые обязательны для других работодателей.

Оплата труда и налоги

Порядок оплаты труда устанавливается в трудовом договоре. Составляющие зарплаты (оклад, премия, тариф и т. д.) определяются работодателем самостоятельно.

Работодатель — физическое лицо обязан уплачивать все страховые взносы за своего работника, а обязанность удерживать и перечислять НДФЛ возлагается только на тех, кто является ИП.

Трудовой договор между физическими лицами: образец

Скачать Образец трудового договора можно по ссылке.

Законодательная база

• Статья 20 ТК РФ «Стороны трудовых отношений» — дает определение, кого можно считать работодателем — физическим лицом.
  • Статья 57 ТК РФ «Содержание трудового договора» — содержит перечень условий и информации, которые должны быть включены в трудовой договор.
  • Статья 303 ТК РФ «Заключение трудового договора с работодателем — физическим лицом» — общие положения о заключении трудовых договоров с физическими лицами.
  • Статья 304 ТК РФ «Срок трудового договора» — оговаривает возможность установления срока договора по согласованию сторон.
  • Статья 305 ТК РФ «Режим труда и отдыха» — разрешает устанавливать режим работы и отдыха по согласованию сторон.
  • Статья 306 ТК РФ «Изменение определенных сторонами условий трудового договора работодателем» — определяет порядок внесения изменений в трудовые договоры.
  • Статья 307 ТК РФ «Прекращение трудового договора» — дополнительные основания для расторжения трудового договора.
  • Статья 309 ТК РФ «Документы, подтверждающие период работы у работодателей — физических лиц» — запрещает физическому лицу вести трудовые на своих работников.
  • Письмо Минфина от 7 мая 2007 г. N 03-04-06-01/140 — говорит о том, что работодатели физические лица без образования ИП не могут выступать в роли налогового агента.