Декларация депутата местного совета

Декларация депутата местного совета

Отчет о доходах депутаты муниципалитетов считают для себя излишней мерой

Декларационная кампания-2016 завершилась, но только не в головах муниципальных депутатов, которым впервые в этом году пришлось публично отчитываться о своих доходах. Напомним, согласно последним изменениям в законодательстве о противодействии коррупции задекларировать свои доходы и расходы отныне – обязанность не только чиновников всех уровней, но и депутатов.

В марте, в разгар декларационной кампании, по этому поводу свое недовольство высказывали народные избранники Печоры («Республика», «Декларация как снег на голову», 15 марта 2016 года), а также их ижемские и усть-цилемские коллеги. И вот теперь эта тема вновь была поднята депутатами совета Сыктывкара на предсессионном совместном заседании постоянных комиссий и непосредственно на самой сессии 27 мая.

Напомним, из-за чего «бузили» в марте депутаты из северной глубинки. Многие из них – особенно сельского и поселкового уровня – являются индивидуальными предпринимателями, и раскрытие сведений имущественного характера, по их мнению, негативно скажется на депутатском реноме. Об этом печорские народные избранники заявили в ходе семинара-видеоконференции, организованного региональным парламентом в рамках деятельности Совета руководителей советов РК. Ни для кого не секрет – небогато живущие сельчане всегда плохо относились к любому материальному неравенству.

Еще более развернуто и эмоционально высказался по этому поводу и разместил свое мнение на местном сайте депутат совета Ижемского района (экс-глава района) Николай Братенков. Свой текст он озаглавил «Коррупцию ищут в деревне?».

«Согласно последним изменениям в законе о коррупции каждый депутат советов поселения и района должен, как и чиновники, живущие на государственное жалование, ежегодно подавать декларацию о доходах. И никто из депутатов Госдумы не подумал о бедной деревне. Чтобы достать такие справки, надо ехать по зимнику в райцентр пять часов по ухабам, да еще все ли справки сразу дадут в учреждениях или придется ходить по ним неделю? Госдума, видать, не знает, что поселенческие и районные депутаты не особо рвутся к власти, что часто на одно место депутата не находится ни одного кандидата. Потому что в бюджете поселения нечего делить, нет денег, чтобы решать проблемы села-деревни. Поэтому ходят специалисты администраций поселений и упрашивают Христа ради, чтобы хоть кто-нибудь согласился идти кандидатом в депутаты совета поселения или района. И зачем им еще бегать-собирать справки, что он не вор? «Да идите, вы, – скажет он, – со своим депутатством подальше».

Что ждать дальше? Ближайшие выборы в местные советы покажут, что Госдума бездарно сорвет муниципальные выборы в селах, деревнях и даже в районах… Не судите по себе, депутаты Госдумы, о наших доходах и о наших возможностях украсть разве что снег у соседа.

Вот почему совет Ижемского района решил обратиться в Госсовет РК, чтобы Госсовет РК обратился в эту самую Госдуму об отмене обязательности деклараций для сельских районов.

Не разваливайте и так хилое самоуправление. Вы абсолютно не понимаете и не знаете деревню российскую!» – заключает Николай Братенков.

Впрочем, как оказалось, с таким мнением согласны далеко не все.

«Вы, депутаты, должны добиваться, чтобы вас услышали и построили школы, клубы, больницы. А вы чем обеспокоены? Одни – что надо заставить других писать декларацию, другие – что вас декларацию писать заставляют как школьников ЕГЭ. И зачем эти депутаты нужны?» – написал кто-то из местных жителей в комментариях к размышлениям Николая Братенкова. «Решили обращение написать… еще встаньте в уголочек и поплачьте», – ехидничает другой аноним-комментатор.

Между тем в марте же аналогичное обращение в Госсовет Коми, но с более мягкой формулировкой – не отменить, а откорректировать закон – подготовили и депутаты совета Усть-Цилемского района.

«Введение данной обязанности вызвало негативную реакцию депутатов муниципального района и сельских поселений. Депутаты этих уровней исполняют свои депутатские обязанности на непостоянной основе без оплаты. Исполнение полномочий депутата – это дополнительная нагрузка на общественных началах.

Советы муниципальных образований районов и поселений с каждым годом формировать становится все сложнее. Многие факторы, в первую очередь нестабильная финансовая ситуация и постоянная нехватка денежных средств для решения вопросов местного значения, влияют на результативность деятельности представительных органов муниципальных образований. У депутатов теряется вера в возможность решения важных для территорий вопросов. Кроме того, серьезной проблемой для отдаленных сельских поселений становится дефицит людей, обладающих необходимыми знаниями и уровнем образования для осуществления депутатской деятельности.

В связи с этим дополнительные требования в отношении депутатов, введенные Федеральным законом от 03.11.2015 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значительно сократят количество желающих быть депутатами», – говорится, в частности, в обращении.

В качестве меры, которая позволит снять напряженность, устьцилемы предложили обязать подавать декларации о доходах только тех сельских народных избранников, кто работает в выборном органе местного самоуправления на постоянной основе.

27 мая в ходе сессии обращение усть-цилемских коллег обсудили народные избранники столицы. Они единодушно проголосовали в поддержку их предложений. В комментариях «Республике» председатель совета Сыктывкара Валерий Козлов отметил, что выдвигаемые требования для многих сельских депутатов просто невыполнимы.

– В некоторых поселениях, чтобы просто справку из Сбербанка получить, нужно не один десяток километров проехать или проплыть, – пояснил Валерий Козлов. – Кроме того, данная норма является обязательной и для кандидатов, многие из которых, я уверен, вообще задумаются, выдвигать ли свою кандидатуру. Ну и, конечно же, для тех депутатов, которые работают на неосвобожденной основе, не получают ничего за эту нагрузку и при этом несут эту нелегкую ношу без отрыва от своей основной работы, я думаю, эта норма вообще излишняя. Бывает, человек открыл счет в Сбербанке и забыл о нем, потому что сумма-то там небольшая, а это может послужить поводом к наказанию депутата или к отклонению его кандидатуры на этот пост.

А вот что думает по этому поводу руководитель ассоциации «Совет муниципальных образований» Юрий Болобонов:

– Законодатель установил правило ежегодно предоставлять информацию о доходах и расходах людям, облаченным властью. Не важно – федеральный ты чиновник или депутат поселенческого уровня – правила для всех одинаковы. Народные избранники должны быть прозрачны перед избирателями. Да, сложности есть. Сбор информации для справки требует времени и средств. Но что это за депутат, который пугается подачи документов? Шантажировать, что люди по этой причине не пойдут в депутаты, смешно. Это подход неправильный. Что касается сложностей, думаю, со временем система будет усовершенствована. Надо просто придумать механизм упрощения предоставления нужной справки.

По нашей просьбе ситуацию прокомментировала председатель Государственного Совета РК Надежда Дорофеева:

– Федеральный закон № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят 3 ноября 2015 года, то есть более полугода назад.

Именно он исключил слова «на постоянной основе» из многих норм федерального законодательства. Тем самым ряд ограничений, запретов и обязанностей начал действовать в отношении более широкого круга лиц.

Изменения коснулись в том числе и депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Отныне они тоже обязаны соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом № 279 «О противодействии коррупции». Данный закон трактует четко и однозначно: в случае несоблюдения установленных запретов, ограничений, неисполнения обязанностей полномочия депутата прекращаются досрочно. Никаких разночтений здесь нет и быть не может.

Знаю, что в ряде муниципальных образований Республики Коми депутаты считают данную меру излишней, и это их право. В таком случае законодательство дает им возможность выступить с законодательной инициативой, аргументированно обосновать свое предложение, подготовить все необходимые сопроводительные документы.

Галина Бобракова,
Галина Гаева
Фото m-iz.ru

Прокуратура Амгинского разъясняет: обязанность депутатов представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

В связи с выявленными в ходе надзорной деятельности нарушениями федерального законодательства о противодействии коррупции, допускаемыми депутатами органов местного самоуправления, прокуратура Амгинского района разъясняет следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ о «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559, пунктом 2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 16 января 2010 г. N 1792 органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) рекомендовано руководствоваться вышеназванными указами при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559, подпунктом «б» пункта 3 Положения, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 января 2010 г. N 1792, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Аналогичные требования изложены в части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как следует из положений статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

По результатам проведенных проверок прокуратуры Амгинского района выявлены факты не предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год со стороны депутатов наслежных Советов «Эмисский наслег», «Чапчылганский наслег», «Чакырский наслег», «Бетюнский наслег».

Прокуратурой внесено 4 представления в органы местного самоуправления. В настоящее время по результатам рассмотрения представления в МО «Бетюнский наслег» наслежным Советом депутатов принято решение о досрочном прекращении полномочий 1 депутата. Остальные представления находятся на рассмотрении.

Инструкция: как муниципальному депутату не лишиться своих полномочий

В конце 2015 года был принят Федеральный закон от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который распространил ряд антикоррупционных требований и обязанностей на всех муниципальных депутатов России, в том числе и на тех, кто работает без отрыва от основной деятельности и получения депутатской зарплаты (согласно официальной терминологии – «осуществляют свои полномочия на непостоянной основе»).
В частности, были внесены изменения в следующие федеральные законы:

  • от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
  • от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

За нарушение любого из новых требований, любой из новых обязанностей предусмотрено неминуемое прекращение полномочий депутата. Нет никаких сомнений, что власти постараются этим воспользоваться и избавиться от любого независимого депутата, если он допустит хотя бы одну мелкую оплошность.
Поэтому в этой инструкции собраны исчерпывающие сведения о внесённых изменениях, которые позволят сориентироваться в дальнейших действиях. Эта инструкция является лишь путеводителем и содержит ссылки на все необходимые материалы (зачастую довольно объёмные) по конкретным обязанностям. Все представленные сведения могут быть проверены по названным официальным правовым актам.
Для разных муниципальных депутатов добавились разные обязанности. Начнём с самой главной, которая касается всех, – представления деклараций, а после опишем и все остальные.
1. Представление деклараций о доходах, расходах и имуществе
Теперь все муниципальные депутаты должны представлять декларацию (точнее, справку) о своих доходах, расходах и имуществе (далее – Справка). А также за своего супруга (свою супругу) и своих несовершеннолетних детей.
Во-первых, каждый представительный орган (Совет депутатов) должен принять собственный нормативный акт (Порядок, Положение), регулирующий правила представления Справок (установленных свыше правил нет). Самые главные из этих правил – когда и куда нужно представлять Справки. Повсеместно на муниципальном уровне устанавливают предельный срок – не позднее 30 апреля. С принимающим Справки органом больше разнообразия. Так, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует представлять указанные Справки непосредственно в Совет депутатов. Но часто предусматривается представление Справок в местную администрацию или какое-либо её структурное подразделение (обычно, кадровое). Поэтому первая задача – не пропустить принятия указанного нормативного акта и узнать из него, когда и куда нужно представлять Справки.

Во-вторых, форма Справки едина и утверждена Указом Президента России от 23.06.2014 № 460. Лучше всего скачать её самостоятельно из любой справочно-правовой системы (Гарант, Консультант), чтобы быть уверенным в корректности этой формы (могут специально подсунуть неправильную). Для удобства публикуем форму Справки в двух версиях:Ворд,Эксель.
В-третьих, Министерством труда и социальной защиты России подготовленыподробные методические рекомендациина 44 страницах (их также можно скачать на сайте министерства) по заполнению Справки. Их обязательно необходимо внимательно изучить, потому что объёмная форма Справки содержит очень много неоднозначных моментов, на которые самому можно не обратить внимания.
Коротко остановимся на основных моментах. На каждого человека (на себя, супруга, супругу, каждого из несовершеннолетних детей – кто был членом семьи по состоянию на 31 декабря) заполняется и подаётся отдельная Справка. Доходы указываются все, причём в размере до удержания налога на доходы физических лиц. Чтобы не ошибиться, проще всего получить справку 2-НДФЛ по каждому месту получения доходов. Расходы указываются только очень крупные (почти у всех этот раздел останется пустым), а точнее, в следующем случае:
по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой депутатом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три предшествующих года.
Очень важно указать все банковские счета, даже с нулевым остатком. Более того, важно указать даже счета запылившихся в шкафу сберкнижек 20-летней давности, на которых осталось 3 рубля. Сведения обо всех счетах необходимо вспомнить, найти, запросить в банках. Не лишним будет иметь документ от банка, который в случае спора позволит доказать правоту депутата. Валютные и металлические счета переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ на 31 декабря.
Имущество указывается не только находящееся в собственности, но и находящееся в пользовании (для этого в Справке предусмотрен отдельный раздел). Например, арендуемая квартира или квартира, принадлежащая супруге.
Справка заполняется на компьютере, распечатывается и подписывается на каждом листе. В установленный срок необходимо подать Справку и получить на её копии отметку о принятии.
2. Запрет иностранных счетов
Данный запрет установлен лишь для относительно узкой группы муниципальных депутатов (а также их супругов и несовершеннолетних детей), а именно для замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов. Рассмотрим подробнее, что это значит (сразу скажем, что все московские депутаты к этой группе не относятся).
Во-первых, в России существует несколько видов муниципальных образований. Среди них есть муниципальные районы и городские округа (в Москве таковых нет, в том числе, Троицк и Щербинка являются внутригородскими муниципальными образованиями – городскими округами, а не городскими округами). Как правило, депутаты знают вид своего муниципального образования, а если нет, то всегда могут уточнить в Уставе.

Во-вторых, в законе появилось новое определение:
депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Таким образом, запрет распространяется на замещающих какую-либо должность (кроме должности депутата) в представительном органе одного из двух видов муниципальных образований. Сам запрет сформулирован следующим образом:
запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Санкции за нарушение этого запрета могут применяться с 05.02.2016.
Кроме того, указанным выше лицам необходимо при предоставлении Справки (пункт 1 настоящей инструкции) указывать сведения об источниках получения средств, за счёт которых приобретена зарубежная недвижимость (депутатом, супругом, несовершеннолетними детьми), если такая недвижимость имеется.
3. Сообщение о личной заинтересованности
Добавлена обязанность: сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Конфликт интересов – достаточно сложное понятие, на практике получающее самые разные трактовки. Кроме того, в силу своей природы депутатская деятельность неразрывно связана с постоянными конфликтами интересов (например, соседи депутата для того и голосуют за него, чтобы он отстаивал интересы их общего дома). Поэтому, в частности, введение необходимости предотвращения конфликта интересов в деятельности депутатов не в полной мере соответствует правовой природе представительной власти.
На практике целесообразно подавать уведомление и воздерживаться от голосования при рассмотрении вопросов, влекущих непосредственную выгоду лично для депутата, его родственников и деловых партнёров (благоустройство своего двора, снос своего торгового объекта и т.п.). Форма уведомления и порядок его подачи должны быть определены нормативным правовым актом, принимаемым Советом депутатов.
4. Запреты для глав муниципальных образований
На глав муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, распространены некоторые запреты, которые давно действуют для осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Их достаточно перечислить. Итак, теперь запрещено:
1) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
3) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего должность главы муниципального образования;
4) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью муниципального образования и передаются по акту в соответствующий муниципальный орган. Лицо, замещавшее должность главы муниципального образования, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) принимать вопреки установленному порядку почётные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
6) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорённостям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.
Удачи при заполнении и подаче всевозможных справок, и будьте при этом предельно внимательны!
За помощь в подготовке инструкции благодарю Николая Кузнецова, депутата СД города Ступино Московской области.
Дмитрий Мартыненко, юрист, депутат
СД МО Ломоносовский в городе Москве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *